Какое будущее ждет Украину в ближайшие два-три года, как себя позиционируют ключевые кандидаты и могут ли рассчитывать на успех их ближайшие преследователи, рассказал гость Politeka Online Юрий Романенко, директор программы внутренней и внешней политики Украинского института будущего

О будущем Украины в ближайшие год-два

Будущее Украины напрямую зависит от того, каким будет исход парламентских и президентских выборов. С каждым из основных кандидатов в случае победы возможны два сценария: либо такая же игра, как и сегодня, то есть отсутствие принципиальных изменений, либо под воздействием множества серьезных факторов начало движения к глубоким изменениям страны.

Можно точно сказать, что будет в ближайшие полгода, до выборов, потому что их исход еще не очевиден. Будет много интересных и ярких событий, потому что кандидаты играют на повышение ставок. Юлия Тимошенко входит в клинч с Петром Порошенко, Порошенко делает ставку на дестабилизацию. Украина получит Томос, но после него начнутся столкновения со сторонниками УПЦ МП на почве перераспределения собственности.

Такая ситуация вполне ложится в логику стратегии Петра Алексеевича. Повысив ставки, он может выиграть только на мобилизации того электората, который условно называют Майданом.

Поскольку уровень недоверия к президенту очень высок, ему необходимо мобилизовать своих сторонников. Он это делает, используя тему реванша и религиозную тему. Когда начинается такое напряжение в гуманитарной сфере, это будоражит страну. Если бы у президента были экономические достижения, ему не нужно было бы играть в такие игры. Поскольку таких сдвигов нет, он поднимает макрогуманитарные темы, как вера и язык.

Петр Порошенко

События после президентских выборов инвариантны. Президент может сыграть в стратегию повторения 2004 года. Если поймет, что не получается выиграть, что шаткие позиции, он может пойти, используя влияние на ЦИК, на перенос выборов, третий тур, реформу Конституции и т. д. Нам точно не будет скучно.

Возможна ли победа не Тимошенко и не Порошенко

Теоретически да, потому что в обществе высокий запрос на иных. Социология показывает, что 60-70% граждан ждут появления новых лиц. Вакарчук пытается, Зеленский будет играть на этом, потому что пойдет на президентские и парламентские выборы. Анатолий Гриценко тоже пытается играть на этом, хотя он не новый, его можно отнести к представителям старой элиты.

Проблема всех иных — проблема организации. Выборы — это во вторую очередь иллюзии избирателей, а в первую — организация, которая способна эксплуатировать эти иллюзии. Тот, кто имеет хорошую организацию и достаточно ресурсов, тот имеет больше шансов, даже если он более токсичен, даже если у него высокий антирейтинг.

Юлия Владимировна и Петр Алексеевич имеют больше шансов, потому что у них есть организация. У Тимошенко на данный момент она развернутая, мощная, Порошенко только входит в избирательную кампанию. Если у вас нет организации, вы никогда не победите организованную силу, какими бы хорошими вы ни были. Майдан это очень хорошо показал.

Евромайдан

У нас многие люди не сделали выводы после первого Майдана, поэтому очень удивлялись, когда после второго не произошло качественных изменений.

А как они могли произойти, если олигархи были бенефициарами этой ситуации, активно играли, используя медиа, свое влияние на те или иные политические партии? Поэтому они и переиграли неорганизованный средний класс. На сегодняшний день средний класс остается таким же неорганизованным, мы пять лет слили в трубу. Ожидания от кандидатов на президентский пост сродни ожиданиям детей: когда же волшебник в голубом вертолете спустится и решит их проблемы.

Напомним, Николай Томенко о недопущении во второй тур пророссийских кандидатов и запрете фонтанов.

Как писала Politeka, Ахметов и Ко обойдутся без общего с Левочкиным и Рабиновичем кандидата — аналитика.

Также Politeka писала, что это явка с повинной: раскрыта неожиданная правда о новых изменениях в ЦИК.