1100ковтонюк1
В пределах бюджета

— Недавно вас назначили заместителем министра здравоохранения по вопросам реформирования. Стоит ли ожидать эту реформу хотя бы в следующем году?

— Мы ее уже начали внутри Министерства, чтобы с января реформу почувствовали извне. Работаем с тем, что есть, нас поддерживает Кабмин, у нас крепкая команда, которая пришла с Ульяной Супрун, и, надеюсь, программу реформирования вы увидите уже в ближайшее время.

— Бюджет на 2017 год пока был проголосован без здравоохранения, в то время как все другие отрасли активно добавились для себя финансирования. Удастся ли сделать хоть какую-нибудь реформу без увеличения финансирования вашего ведомства?

— Мы будем работать с тем бюджетом, который есть, точка. Когда мы шли на должности, то четко понимали, что больше нам не дадут, нужно ориентироваться на то, что есть. Общий бюджет составляет 59 млрд грн, медицинская субвенция (деньги, которые пойдут на все больницы через местную власть, — ред.) составляет еще 46 млрд. Это только на несколько миллиардов больше, чем было в прошлом году и за несколько лет до этого. Бюджет на здравоохранение уже много лет не меняется. Вот с такими условиями мы начинаем реформы.

— С чего начнете?

— С тех врачей, которых украинцы встречают чаще всего: семейные врачи, терапевты, педиатры. В следующем году мы введем несколько простых вещей.

Бюджет раздора: Чем грозит Украине главный финансовый документ

Во-первых, у каждого украинца появится собственный врач, которого люди будут выбирать сами. С ним вы подпишете договор, а государство за вас заплатит. Установим тарифы на оплату ведения одного пациента в год — и будем платить ровно столько, сколько он сможет «вести». В такой системе врачи, к которым ходят люди, будут получать приличную зарплату. Те, к кому не ходят, должны будут что-то решать.
Таким образом, врачам станет выгодно иметь пациентов, и они начнут ходить за вами, а не вы за ними.
Понятно, что расценки на обслуживание пациентов будут неодинаковые, потому что если вам врач нужен несколько раз в год, то вашей бабушке – несколько раз в месяц. Поэтому будут установлены определенные коэффициенты для детей и людей старшего возраста.
Во-вторых, как и в любом нормальном государстве, реформирование первичного звена позволит перенести максимально полный пакет услуг именно на него. Это и экономически выгодно, и с точки зрения здоровья. Ибо лечить первые признаки болезни лучше, чем проводить операцию. Поэтому мы введем максимально полный пакет услуг на первичное звено: провести осмотр, дать консультацию, обеспечить минимум лекарств.

Зарплата должна вырасти в разы

— Какие именно лекарства будут входить в этот бесплатный условный «базовый» пакет?

— Вопрос возмещения стоимости «бесплатных» лекарств очень сложен. Сейчас на это нет денег в бюджете. Сегодня мы все сами платим за свои лекарства. Мы предложили на 2017 год заложить в бюджет стоимость, по крайней мере, самых необходимых наборов лекарств от диабета, гипертонии и бронхиальной астмы. Речь идет о сумме в один миллиард гривен, чтобы покрыть эти потребности.

— Это все? Или стоит ожидать еще каких-либо изменений в следующем году?

Лично мой подход заключается в том, что нельзя сделать все и сразу, а продолжительность пребывания на должности украинского чиновника ограничена одним-двумя годами. Поэтому наибольшее внимание я буду уделять нескольким достаточно узким направлениям.
После запуска системы «врач ходит за пациентом», нужно ввести такой же принцип на уровне больниц. По нашим подсчетам, на то, чтобы их для этого подготовить, необходимо время до 2018 года, потому что это гораздо сложнее.

Карточный домик из лжи и манипуляций: Как Рада «заботится» о социальной политике

Важно упомянуть еще один момент. Со следующего года украинцы с детьми смогут снова обращаться сразу к педиатру, вместо звена семейного врача, которое есть сейчас.

— Когда оценивают, почему не удались предыдущие попытки реформирования, все вспоминают о том, что зарплаты врачей остались крайне низкими. Насколько вырастут доходы врачей после внедрения контрактной системы обслуживания пациентов?

— В основе нашей системы реформирования лежит именно финансовое стимулирование врачей. Ранее уже пытались сделать свободный выбор врача, ввести принцип оплаты за пациента. Правда, он вышел каким-то половинчатым.


Самое главное в нашей реформе – не повысить зарплату врачу, а дать ему возможность заработать столько, сколько он хочет и может. Если врач придерживается медицинских протоколов, качественно предоставляет услуги, у него много пациентов – он будет получать в разы больше, чем сейчас. Не на проценты, а в разы.


— Конкретизируйте, пожалуйста, в цифрах.

— Позвольте подержать интригу, пока все расчеты будут завершены — я бы хотел объявить реальную цифру. Если сегодня зарплата обычного семейного врача в пределах 2,5 тыс. грн., она должна вырасти как минимум до 25-30 тыс. грн в месяц.
На нижнем звене не будет тарифной сетки. Почему выпускники медицинских вузов не идут работать по специальности? Потому что есть категории, дополнительные требования, доплаты, еще там что-то. Мы же оставим только плату за одного пациента. Сдал экзамен? Получил лицензию? Все, можешь набирать пациентов, несмотря на свои ранги и категории. Государство будет платить за результат, а не опыт или условия труда.

Страховой принцип

— Много разговоров вокруг планов предоставить финансовую автономию больницам: разрешить сдавать помещения в аренду, брать плату за определенные услуги, использовать территорию для каких-то других целей. Против этого резко выступают депутаты Верховной Рады, которые называют это «приватизацией больниц». Как бы вы ответили на эти обвинения?

— Я хочу объяснить очень простую вещь: автономизация работы больниц и оказание платных услуг – это два разных вопроса, которые лежат в разных плоскостях. Автономизация предоставит руководству больниц возможность самостоятельно решать текущие вопросы развития и работы учреждения. Не должны они быть связаны по рукам и ногам в каждом мелком вопросе! Я, как замминистра, сейчас подписываю документ на разрешение аренды двух квадратных метров в Охмадете под банкомат! Не знает ли главный врач Охмадета лучше меня, можно ли ставить этот банкомат? Это об автономии.
Относительно услуг, то наша реформа не позволит больницам наплодить какие угодно услуги, навесить на каждую ценник, а государство будет вынуждено за все это платить, а еще хуже, если пациентам придется за все это платить. Нет, так не будет.
Государство установит гарантированный объем медицинских услуг, за который пациент уже заплатил налоги. Это страховой принцип. Эти услуги государство будет закупать за тарифы, которые само установит.

больница1

— Но ведь у нас в Конституции прописана гарантия бесплатной медицинской помощи?

— Эта статья Конституции уже давно не соответствует действительности, рано или поздно она будет отменена. Надеюсь, раньше, а не позже.
Но перед тем как отменять действие всей системы, необходимо создать что-то ей взамен. Вот когда будет такая система, можно будет говорить и об официальной отмене этой статьи.
Хочу подчеркнуть, что я на этот вопрос не посягаю и с ним не работаю. В следующем году, и даже в 2018 году, в программе действий у меня этого пункта нет.

— Если вернуться к реформированию, то как будет работать новая система после того, как я, предположим, побывал у своего врача, он назначил мне какое-то лечение. Куда идти, что делать и за что платить?

— Изменить все и сразу не удастся, вы даже не представляете, насколько это сложно. В 2017 году все, кроме первичного звена, будет работать так, как и сейчас. Там новые принципы начнут действовать только в 2018 году.
Вы встретились с врачом, который назначает вам консультацию специалиста и более сложное обследование. Он предоставляет вам соответствующее направление — тогда и станет понятно, входит ли это обследование в гарантированный бесплатный пакет медицинской помощи, или за него уже придется что-то доплачивать. Больше деталей пока просто нет, но сейчас бесплатная медицинская помощь, а особенно обследования, только задекларирована, но на практике не работает. С 2018 года все желающие будут иметь четкий перечень полностью бесплатных услуг и консультаций, перечень услуг по системе сооплаты и вариант полной оплаты сложных услуг.
Главное, что я хочу зафиксировать: в любом варианте реформирования каких-либо дополнительных оплат не нужно. Мы платим налоги, и система должна за их счет покрывать определенный перечень услуг. Сейчас сложилась ситуация, когда все украинцы платят за охрану здоровья одинаковую сумму, но один использует десятую ее часть, а другой в десять раз больше, чем заплатил. Именно поэтому все будут иметь одинаковый перечень бесплатных услуг по фиксированной цене, далее – коэффициенты, о которых я упоминал выше. В случае возникновения необходимости, каждый будет доплачивать сколько нужно в частной или государственной больнице.

Реальные изменения — в 2018 году

— Кто будет решать вопросы предоставления денег больницам за услуги? Не станет ли это вновь поводом для коррупции, когда руководителям больниц придется носить конверты или чемоданы «благодарности»?

— Автономизация как раз и позволит устранить человеческий фактор. Полечила больница аппендицит? Пожалуйста, получи автоматическую оплату за оказанную услугу через электронную систему. Здесь есть две новости – хорошая и плохая.
Плохая новость заключается в том, что это – большой объем работ и немалые деньги. Хорошая новость заключается в том, что мы можем создать эту систему с нуля сразу с электронным оборотом денег и документов.

Где брать деньги на 3200 грн «минималки»?

Оказали услугу или сделали операцию? Внесите информацию, система автоматически начислит это больнице и перечислит средства со счета Национальному медицинскому страховщику. Все, никакого чиновника, никакого человеческого фактора, на дворе XXI век.

— Так, это уже что-то новое. Что за Национальный медицинский страховщик?

— Это обычный оператор, который будет отвечать за заключение договоров с больницами, налаживание работы системы и помощь в подключении к ней. Например, те же компьютеры в каждую больницу должно поставить руководство, а страховщик в этом смысле поможет все подключить и научит ею пользоваться. Поскольку все будет происходить в онлайн-режиме, распределять средства он не будет. Там подключат «агентов», будут следить за соблюдением качества, анализировать работу системы и вносить предложения по ее улучшению в Минздрав и правительство. Он будет создан уже в следующем году. Он будет небольшим, дешевым и будет состоять преимущественно из айтишников. Врачи там нужны только для проверки предоставления услуг, анализа и выработки предложений по усовершенствованию работы системы.
Роль государства сведется к одной-единственной функции: обеспечить каждому гражданину государственный гарантированный пакет медицинской помощи путем покупки этих услуг у больниц. Все, что будет за пределами этой функции – личное дело каждой больницы и пациента. Реабилитацией, СПА, медицинским туризмом или массажем каждое заведение будет заниматься по желанию, при согласии коллектива и руководства.

— Так этим же занимаются частные больницы, которые имеют с этого неплохие деньги. Куда будут девать доходы государственные больницы, если начнут предоставлять дополнительные услуги?

— Забрать прибыль на доплаты не получится. Они будут обязаны реинвестировать ее в заведение. Купить «Порш Кайенн» главному врачу не удастся, а вот оборудование стоимостью в «Порш Кайенн» для предоставления более качественных или дорогих услуг – пожалуйста. Не писать в Минздрав, просить и ждать годами, а самим зарабатывать и улучшать условия своего труда.

— Почему сейчас нельзя получить медицинскую услугу там, где мне хочется? Что это за советская дикость, которую еще и не понимают врачи старшего возраста?

— Это мы отменим в первую очередь. Свободный выбор врача должен быть реально свободным.
Откуда вообще такая система взялась? Потому что деньги в ручном режиме распределяли по городам и районам в зависимости от официальной численности населения. Поэтому деньги на вас пришли в ту окраину, где вы зарегистрированы, а в больнице, где вы живете, на вас денег нет. Когда мы пустим деньги за пациента – выбирайте врача, оборудование, здание или что угодно, и обращайтесь за помощью. Вас будут ждать и приветствовать, потому что за каждую оказанную услугу больница получит живые деньги, а не «выполнение плана».

Илья Лукаш