Соучастники масштабного парламентского решения три года спустя не только не наказаны, но и продолжают политическую карьеру, богатеют и все чаще их фамилии появляются в социологических опросах.

От самороспуска до референдума – как могут запустить парламентские перевыборы

Пересказывать в подробностях историю принятия законов, которые, по планам Виктора Януковича, должны были положить конец уличным протестам, нет смысла. Простым поднятием рук в ночь 16 января полный состав фракции Партии регионов за один день принял с десяток законов, которые предусматривали заключение за уличные протесты, вводили понятие «иностранный агент» для ОО, запрещали движение колонн автомобилей больше пяти единиц, вернули в Уголовный кодекс заключение за клевету, предоставили властям возможность закрывать интернет без решения суда, освобождали от наказания «беркутовцев», а за сбор информации об их личностях можно было попасть за решетку на семь лет.

Принятые ограничения не остановили уличные протесты. Все «диктаторские законы» отменили те же депутаты, которые за них голосовали, уже 2 февраля 2014 года. Казалось бы, политическая ошибка, которая привела к массовому убийству людей в центре украинской столицы, должна была навсегда оставить голосующих вне политики.

Но более 60 нардепов, которые поддержали «диктаторские законы», снова попали в Раду преимущественно через мажоритарные округа и список Оппозиционного блока. Причем несколько нардепов оказались в новой Раде уже руководителями депутатских групп, а олигарх Владислав Атрошенко даже вошел в руководство фракции Блока Петра Порошенко.

Те, кто ушли

Попытки провести расследование злоупотреблений во время голосования 16 января, когда электронную систему «Рада» выключили, а голоса считали по поднятым рукам, начались еще с 2014 года. Никаких результатов эти расследования до сих пор не дали.

Первой смертью в списке фигурантов того голосования в начале 2015 года стало самоубийство «парламентского дирижера» Партии регионов Михаила Чечетова. Именно он взмахами рук призвал коллег по фракции голосовать за скандальные законы и поднимал в их поддержку сразу две руки.

О связи между гибелью Чечетова и его участием в голосовании за «диктаторские законы» первым высказался советник министра МВД Антон Геращенко.

«Он находился в глубокой депрессии после возбуждения уголовного производства по подозрению его в злоупотреблении служебным положением при ручном голосовании 16 января 2014 года», – сообщил нардеп.

В августе 2015 года из жизни ушел еще один голосовавший «за» законы 16 января 2014 года – волынский олигарх и руководитель депутатской группы «Воля народа» Игорь Еремеев. Сразу после парламентских выборов он собрал в Раде в организованную группу состоятельных депутатов-мажоритарщиков, связанных с нефтегазовым бизнесом. В октябре 2014 года Еремеев отозвал свой голос из списка тех, кто поддержал скандальные законы, а в прессе об этом эпизоде своей политической карьеры никогда не вспоминал.

В конце октября уже 2016 года в украинских СМИ начали распространять информацию о смерти сына экс-президента Виктора Януковича-младшего, который так же поддержал в тот день «диктаторские законы». После долгого молчания российские СМИ это подтвердили, а вот об ужасных подробностях гибели сына экс-гаранта рассказал волонтер Алексей Мочанов. По его данным, во время гонки по льду озера Байкал автомобиль, за рулем которой был Янукович-младший, упал под лед.

Беглые чиновники

По списку депутатов, которые голосовали за «диктаторские законы», можно изучать историю украинской политической миграции. После победы Майдана, в бега в Россию пустились несколько десятков известных «регионалов»: Олег Царев, Алексей Азаров (сын экс-премьера Николая Азарова), Юрий Иванющенко, Николай Левченко, Владимир Олейник, Артем Пшонка (сын экс-генпрокурора Виктора Пшонки), Ян Табачник (брат экс-главы администрации президента Кучмы Дмитрия Табачника), Игорь Калетник (первый заместитель председателя ВР) и многие другие.

Так же, похоже, навсегда в России осталась певица и бывший нардеп Таисия Повалий – еще одна из тех, кто голосовал «за» скандальные законы.

Политические «звезды» и богачи

Но самым возмутительным при анализе списков тех, кто голосовал за «диктаторские законы», кажется биография тех нардепов, которые не только никоим образом не ответили за участие в январском голосовании в 2014 году в стенах парламента, но и значительно усилили свои позиции в политике, да еще и обогатились с тех времен.

Украина на пороге нового: какие реформы нужны в 2017 году

Первый номер в этом антирейтинге должен получить Виталий Хомутынник. Макеевский бизнесмен «крутился» вокруг Партии регионов еще с 2002 года, когда при поддержке именно этой партии впервые попал в Раду и 12 лет не оставлял ее. В парламенте этого созыва Хомутынник дорос уже до сопредседателя депутатской группы «Видродження». Без их голосов не обходится ни одно важное голосование: от назначения премьер-министров и генпрокуроров до принятия бюджетов и изменений в Конституцию.

После голосования за «диктаторские законы» 16 января, уже 24 февраля Хомутынник, который на тот момент возглавлял Комитет по налоговой политике и молодежное крыло Партии регионов, из нее вышел и на последние выборы пошел по мажоритарному округу в Харькове.

В сентябре 2016 года журналисты назвали Виталия Хомутынника «восходящей звездой олигархии». После публикации электронных деклараций выяснилось, что в собственности донецкого бизнесмена находятся несколько десятков оффшорных компаний и более $133 млн активов. К тому же журналисты выяснили, что с 2011 года именно Хомутынник регулярно выводил собственные активы из банков, которые через несколько дней после этого ликвидировали.

Еще одним показательным примером того, как избежать ответственности за, казалось бы, роковые политические ошибки, можно назвать Евгения Мураева. Избранный по мажоритарному округу в Харькове (соседний округ с тем, где был избран Хомутынник), он два года был одним из лиц Оппозиционного блока, но несколько месяцев назад вышел из состава фракции и начал активно продвигать новую партию «За жизнь» вместе с Вадимом Рабиновичем.

Обеспеченный депутат, задекларировавший суммарное состояние почти в 100 млн грн, купивший в 2016 году телеканал NewsOne, вовсе прекратил ходить на заседания Верховной Рады (ни одного посещения за ноябрь и декабрь 2016 года), зато не забывал требовать отмены санкций против России и восстановления с ней экономических отношений. К тому же Мураев остается одним из немногих действующих депутатов, открыто высказывающихся об «отсутствии российских войск на Донбассе» и, несмотря на состояние, регулярно принимает помощь на аренду жилья в столице.

Виктор Бондарь замыкает «антирейтинг» нардепов, которые после голосования за «диктаторские законы» шли на повышение последние три года. С июня 2015 года он возглавил депутатскую группу «Видродження», где сопредседателем числится упомянутый выше Виталий Хомутынник.

Член фракции Партии регионов после поддержки законов 16 января 2014 года вышел из фракции уже 19 января. Бондарь не стесняется называть Россию страной-агрессором и требовать продолжения курса на евроинтеграцию Украины. В декларации нардепа – ряд участков в Одессе, Ирпене, Крыму и на Хмельнитчине, коллекция живописи из нескольких десятков картин, нескольких десятков драгоценных часов и более $2 млн наличными.

Вместе с Бондарем к тем, у кого жизнь улучшилась после поддержки «диктаторских законов», можно внести и члена Блока Петра Порошенко Владислава Атрошенко. Аграрный олигарх из Черниговщины стал не только единственным фигурантом скандального голосования в президентском блоке, но и избежал расследования о массовом подкупе избирателей во время гонки за кресло мэра Чернигова в 2015 году. Уйти из парламента Атрошенко решил только после того, как его связи с Партией регионов и голосованием за «диктаторские законы» попали в центр внимания СМИ.

Именно Атрошенко журналисты назвали автором шокирующего подарка экс-президенту Виктору Януковичу – золотого батона. К тому же в 2004 году автомобиль действующего мэра Чернигова, за рулем которого был он сам, сбил насмерть 64-летнего жителя села на Черниговщине. Никаких результатов расследование дела не дало, а Атрошенко продолжил успешную политическую карьеру.

«Диктаторский блок»

Безусловным лидером среди действующих парламентских партий, где собрались сторонники «диктаторских законов», является Оппозиционный блок. Из 43 действующих нардепов, 23 можно найти в списках тех, кто поддержал голосование 16 января 2014 года.

Бондиана по-украински. Как политики превращаются в детективов и шпионов

Среди известных фамилий – брат бывшего губернатора Харьковщины Михаила Добкина – Дмитрий, регулярно попадающий в скандалы; Сергей Кивалов, которого в СМИ называют «судебным куратором Януковича»; сестра экс-главы Администрации Януковича Сергея Левочкина (и также члена Оппозиционного блока) – Юлия, которая стала рекордсменом по количеству офшоров; олигарх Вадим Новинский, против которого ГПУ сейчас ведет дело по похищению епископа; бывший министр по чрезвычайным ситуациям Нестор Шуфрич и другие менее известные политики.

Впрочем, определенную точку в истории с ответственностью за голосование в поддержку «диктаторских законов» поставил еще экс-генпрокурор Виталий Ярема в январе 2015 года. Кажется, именно тогда в одной из фракций открывали шампанское.

«Согласно статье 80 (Конституции Украины, – ред.) народный депутат не несет юридической ответственности за голосование. К ответственности могут быть привлечены только те лица, которые фальсифицировали процесс голосования. Поэтому мы объявили в розыск и объявили подозрение (бывшим) народным депутатам Олейнику и Калетнику», – заявил Ярема.

С момента этого заявления никаких сдвигов в расследовании дела о, хотя бы, фальсификации результатов рокового голосования не состоялось. Судя по результатам выборов, кроме избирателей, никто фигурантов голосования за «диктаторские законы» к ответственности уже и не привлечет.

Илья Лукаш

Фото: Reuters