Иногда произведения искусства могут вызывать смешанные чувства – от восторга до отвращения

Фабрика клонов: кто и зачем теперь клонирует памятники

В подборке наиболее противоречивых произведений искусства совершенно различные инсталляции и картины, сообщает «Знай«.

«Стертый рисунок де Кунинга» Раушенберг, 1953

Критики «Фонтана» Дюшана, которые считали, что вместе с водой его писсуар смыв и назначения всего художественного искусства, вряд ли оценили бы по заслугам картину (или скорее ее отсутствие) американского художника Роберта Раушенберга.

Задумавшись о том, можно ли создать художественное произведение с помощью резинки, а не карандаша, кисти или резца, Раушенберг убедил своего друга, голландско-американского абстракциониста Виллема де Кунинга принести в жертву свой недавний эскиз.

В результате появилась бумага, на котором почти невозможно разглядеть следы бывшего рисунка. Он побуждает зрителя решить самостоятельно, есть картина без изображения произведением искусства или это — лишь рамка, обрамляет пустоту, символизируя бессилия художника.

«Дерьмо художника» Пьеро Манзони, 1961

Если произведением искусства может стать сосуд для человеческих испражнений, то рано или поздно и сами экскременты могут превратиться в объект эстетических экспериментов. Именно это и сделал 1961 итальянский авангардный художник Пьеро Манзони, законсервировав в 90 банок 2700 граммов собственных фекалий.

Говорят, что отец художника, владелец консервного завода, однажды презрительно прокомментировал творчество своего сына, сравнив его с экскрементами. Манзони-младший ответил знаменитыми банками, одна из которых прошлым летом ушла с аукциона за 275 тысяч евро.

«Стул» Аллен Джонс, 1969

«Стул» британского поп-арт художника Аллена Джонса откровенно бросает вызов обвинению в объективации женщин, так же как и созданные им два других, не менее провокационных предметы интерьера — вешалка и журнальный столик.

1986 года в Международный женский день пара активистов, возмущенных откровенным сексизмом скульптуры, облили ее кислотой, которая исказила пластиковое лицо и шею женской фигурки.

«Званый ужин» Джуди Чикаго, 1979

Банкетный стол на 39 персон чтит вклад в историю культуры выдающихся женщин — от Сафо к Вирджинии Вулф. Работу американской художницы-феминистки Джуди Чикаго признают за новаторство, но и критикуют за шокирующую пошлость.

В композиции доминируют сорок, расписанных вручную, фарфоровых тарелок с изображениями бабочек, которые откровенно похожи на женские половые органы.

«Изогнутая арка» Ричард Серра, 1981

В 1989 году пала не только Берлинская стена. 15 марта под покровом ночи нью-йоркские строители разрезали на куски и убрали 36-метровую стальную ограду, которая простояла на Федеральной площади восемь лет.

Снести конструкцию решил суд, поскольку новаторская инсталляция американского художника Ричарда Серры уже давно стала убежищем для террористов, вредителей и вандалов.

«Окутанные острова» Христо и Жан-Клод, 1983

В мае 1983 года в артисты перформанса Христо и Жанн-Клод окутали 11 островков в заливе Бискейн у Флориды розовой полипропиленовой тканью. С протестом выступили экологи, которые были обеспокоены влиянием синтетического пластика площадью более 600 тысяч кв. м на местную флору и фауну.

Но художники именно такую ​​реакцию и хотели вызвать — привлечь внимание общественности к проблемам окружающей среды и его хрупкости.

«Я сам» Марк Куинн, 1991

Пять месяцев каждые пять лет британский художник Марк Куинн откачивал в себя пять литров крови и заливал ее в полупрозрачный охлажденный слепок своей головы.

В результате получилась серия автопортретов, которая позволяет художнику вполне справедливо утверждать, что он вложил себя в свое творчество больше, чем любой другой художник.

«Моя кровать» Трейси Эмин, 1998

Кровать — это объект, безусловно, полный символизма и неоднократно представленный  в величайших произведениях западного искусства. Несмотря на это инсталляция неубранной кровати, которую британская художница Трейси Эмин представила на выставке премии Тернера в 1998 году, вызвала чрезвычайное недовольство публики.

Те, кто выступили в защиту «Кровати», удивлялись, что почти через 80 лет после знаменитого писсуара Дюшана грязная кровать могло вызвать такой шквал возмущения. Они также предположили, что очевидно публика свирепствует из-за того, что в чисто мужское художественное пространство нагло ворвалась женщина.

«Акула» Давид Черны, 2005

Связанная по рукам и ногам фигура иракского диктатора Саддама Хусейна в огромной стеклянной витрине, безусловно, перекликается с известной установкой акулы в растворе формальдегида Дэмиена Херста под названием «Физическая невозможность смерти в сознании живущего».

Но это произведение раскритиковали за то, что Хусейна представляют в роли жертвы. Других обеспокоила жуткая натуралистичность.

«Дерево» Пол Маккарти, 2014

Иногда произведение искусства подпадает под цензуру не кураторов выставок, а возмущенных граждан. Это и произошло с огромным надувной скульптурой дерева, которую американский художник Пол Маккарти установил 2014 году на Вандомской площади в Париже.

Зеленую конструкцию, которая, очевидно, должна была символизировать рождественскую елку, безжалостно уничтожили вандалы. В ней разглядели сходство с секс-игрушкой. Спасти произведение от нападений разъяренных граждан стало невозможно, как и самого Маккарти – возмущенный прохожий трижды ударил его по лицу.

Напомним, ранее сообщалось, что в Киеве музей может потерять дорогостоящие картины из-за отсутствия отопления в помещении.