Достоинств у нынешнего главы государства, действительно, много. Талантливый переговорщик. Со своим отличным английским он довольно уютно чувствует себя в компании лидеров мировых держав. Тот же Виктор Ющенко с иностранными языками был не в ладах. Гениальный оратор. Его сладкие речи пленят и запутывают. Виктор Янукович, да и Леонид Кучма, – жалкие тени на его фоне. Не менее талантливый актер. Кажется, нынешний глава государства может передать любую эмоцию – справедливый гнев, глубокое сострадание, неприкрытую радость. Смотришь в эти честные маслянистые глаза и веришь. Даже Юлия Тимошенко, когда была на пике своей формы, не могла так загипнотизировать народ. Вообще, Порошенко на публике чувствует себя, как рыба в воде, и умеет делать красивые жесты. Вспомните, как он заботливо подошел к пареньку-солдату, потерявшему сознание во время инаугурации. О менеджерских талантах Порошенко всем известно. Посмотрите на успехи корпорации Roshen. В Украине еще не было президента, построившего столь успешный бизнес.

Возможно, именно вот эта самость-самость и есть причиной главного недостатка Петра Алексеевича. Порошенко стремится контролировать буквально все. Попытки сконцентрировать власть в своих руках не прекращаются. Именно поэтому главным критерием в его кадровой политике является не профессионализм, а личная преданность. Как метко выразилась известный журналист Юлия Мостовая, все назначенцы Порошенко – это «удлинители его рук».

Достаточно вспомнить экс-министра обороны Валерия Гелетея. У него неплохо получалось в сопровождении камер «брать» Славянск, оставленный боевиками, а вот со спасением военных, попавших в котел под Иловайском как-то не сложилось. Или еще одно «блестящее» кадровое решение – назначение Виталия Яремы генпрокурором. «Сегодняшний день станет черным для всей украинской преступности, как организованной, так и не очень», – пафосно заявлял Порошенко, представляя в Раде нового главу ГПУ. Имен убийц героев Небесной сотни украинцы не узнали. Хуже того, как оказалось, именно при Яреме соратники Януковича получали письма-индульгенции для снятия санкций в Европе. Некоторые кадровые ошибки были исправлены. Гелетея вернули назад в Управление госохраны. Ярему сменил Виктор Шокин. Но подход остался прежним. Того же Шокина, как признался сам Порошенко, он знает 15 лет. То есть должность получил старый знакомый президента, всю жизнь проработавший в такой глубоко коррумпированной структуре как ГПУ. Об открытых конкурсах не может быть и речи, пока тасуются старые кадры.

«Человек никогда не меняется. Несмотря на то, что дает себе тысячу клятв», — слова Ремарка очень хорошо относятся к Порошенко. Бойкий бизнесмен всегда стремился к большой власти. В 2005 году у Порошенко были огромные шансы получить должность премьер-министра. Однако его кум и близкий соратник Виктор Ющенко был связан тайным договором с Юлией Тимошенко. Последняя не просто так отказалась от президентских амбиций и вложила немало ресурсов в успех первого Майдана. В итоге Порошенко получил скромную должность секретаря в Совете национальной безопасности и обороны. Но Петр Алексеевич не тот человек, чтобы быть на вторых ролях. Вскоре СНБО начал резко набирать вес в государстве, превратившись, по сути, в параллельное правительство Украины. Порошенко пытался контролировать работу министров, губернаторов и чиновников всех мастей. Он буквально подмял исполнительную власть под себя, отнимая все больше полномочий у Кабмина. Само название решения СНБО от 14 марта 2005 года – «Об основах реформирования системы центральных органов исполнительной власти» – много о чем говорит. Противостояние между СНБО и Кабмином спровоцировало затяжной политический кризис в Украине, сопровождающийся взаимными обвинениями в коррупции. Тогда же и появился знаменитый мем «любі друзі». Все закончилось в сентябре того же года увольнением Порошенко и Тимошенко.

Порошенко не изменился. Уже в статусе президента он гонится за большей властью. Ему тесно в шкуре Ющенко. Но если глава государства попытается поступить в духе Януковича и вернуть Конституцию 1996 года, то все еще активное общество, да и соратники по коалиции не поймут. Приходится отгрызать власть по кусочку. Например, ему удалось построить парламент. Депутаты более-менее послушны. Снять неугодного главу СБУ Валерия Наливайченко получилось без проблем, несмотря на весь шум. А вспомните, как в сентябре 2014 года «нагнули» парламентариев, чтобы прошли законопроекты об особом статусе Донбасса и амнистии боевиков. Порошенко приехал в парламент и лично контролировал процесс голосования. Само заседание в лучших традициях Януковича проходило в закрытом режиме. «Мы не знаем, кто голосовал за эти законы, и не знаем, действительно ли парламент поддержал эти законы. Мне очень стыдно за этот парламент», — признавал тогда нардеп от «Батькивщины» Андрей Шевченко. Этот случай потом часто сравнивали с голосованием за диктаторские законы 16 января. Но сработало же!

Труды Порошенко не напрасны. Украина сейчас мало чем похожа на парламентско-президентскую республику, как записано в Конституции. Есть стойкое впечатление, что у нас государство с президентской моделью управления. А Порошенко и дальше пытается усилить свое влияние на парламент. Не зря же именно он инициировал рассмотрение законопроекта о лишении народных депутатов неприкосновенности. На днях этот документ одобрил Конституционный Суд. Закон нужный, но даст силовикам дополнительные рычаги влияния на Раду. Также не случайно и странное представление в КС относительно законности лишения Януковича звания президента. Вряд ли Порошенко хочет вернуть «легитимного», но ему кровь из носу нужна ясность в этом вопросе. Чтобы потом депутаты не пытались повторить этот трюк с ним.

Впрочем, не стоит говорить о рождении нового диктатора Порошенко. Петр Алексеевич — разумный человек, и сделал для себя выводы. Судьбу зарвавшегося Януковича он повторять не намерен. Перекручивать гайки достаточно опасно. Общество до сих пор травмировано после бойни на Майдане и чрезвычайно болезненно относится к любым попыткам узурпировать власть. Никакого отката к темному прошлому, где парламент голосует по взмаху руки, а силовики берут под козырек и стреляют в своих же сограждан, не будет. А вот попытки Порошенко «отжать» у политических соратников побольше полномочий в стиле секретаря СНБО не прекратятся. Такой уж Петр Алексеевич человек.