По мнению экспертов, их существование свидетельствует только о том, что президент действительно пытается продать Roshen

Глава украинского государства Петр Порошенко создал офшорную холдинговую компанию, чтобы перевести свой бизнес в юрисдикцию Британских Виргинских Островов (БВО). Обычно этот офшор часто используют те, кто хочет скрыть собственность или уйти от налогов, говорится в материале Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP).

Порошенко и Яценюк соображают на двоих

Действия украинского лидера могут противоречить закону ввиду двух обстоятельств: он открыл новую компанию, находясь в кресле президента, и не указал этот актив в финансовой декларации.

Детали регистрационной сделки с участием Roshen можно найти среди документов, которые легли в основу проекта «Панамские документы». Речь о материалах из базы данных панамской компании Mossack Fonseca, предоставляющей офшорные услуги. По словам его финансовых консультантов, БВО были выбраны, чтобы сделать корпорацию Roshen более привлекательной для потенциальных покупателей из-за рубежа.

Как следует из документов Mossack Fonseca, 4 августа 2014 года старший сотрудник юридической конторы Dr. K. Chrysostomides & Co LLC Джордж Иоанну направил в учредительный отдел фирмы Mossack Fonseca электронное письмо с просьбой зарегистрировать новую компанию в интересах «человека, связанного с политикой». «Речь идет о холдинговой компании для его бизнеса, она не будет иметь никакого отношения к его политической деятельности», — отмечалось в письме. В нем Иоанну также попросил сообщить ему, возьмется ли фирма за это поручение. Через 17 дней учредительные документы на компанию «с украинскими корнями» были поданы в регистрационный департамент БВО.

panamapapers/poroshenko_passport.png

                                             Скан паспорта Порошенко, полученный из базы данных Mossack Fonseca

В качестве адреса для новой компании, названной Called Prime Asset Partners Ltd. (схоже с названием украинской холдинговой компании Порошенко), было выбрано здание Akara Building, где имеют «прописку» тысячи офшорных фирм со всего мира. Единственным владельцем стал сам президент Украины, указавший свой киевский адрес. Приложенная к документам копия паспорта подтверждала, что бенефициарным владельцем был именно он.

В данных Mossack Fonseca четко оговаривается, что Prime Asset Partners отведена роль холдинговой компании для украинских и кипрских структур кондитерской корпорации Roshen, а источником средств должны служить «доходы от коммерческой деятельности».

Кроме того, Порошенко не указал свою новую офшорную компанию и «вспомогательные» компании в финансовой декларации за 2014 год, что может быть еще одним нарушением закона. Нет сведений об этом и в декларации за прошлый год. Киевская компания по управлению финансами ICU, консультирующая президента, сообщила, что были учреждены еще две структуры: CEE Confectionery Investments Ltd. (зарегистрирована на Кипре в сентябре 2014 года) и Roshen Europe B.V. (зарегистрирована в Нидерландах в декабре 2014 года). При этом холдинговая компания с БВО владеет кипрской компанией, которой, в свою очередь, принадлежит голландская компания.

Более того, в декларации о доходах за 2014 год нет упоминания ни о полученном за рубежом доходе, ни об инвестициях в уставный капитал иностранных компаний. Управляющий директор ICU Макар Пасенюк пояснил, что это связано якобы с тем, что «акции зарегистрированной на БВО Prime Asset Partners Limited не имеют номинальной стоимости, а в декларации за 2014 год необходимо было указывать только подобные акции».

panamapapers/poroshenko_proof14.png

                                                                           Реестр акционеров компании Prime Asset Partners Limited

Однако согласно документам, полученным OCCRP, с момента регистрации — 21 августа 2014 года — акции Prime Asset Partners Ltd. на самом деле стоят тысячу долларов, а их единственным владельцем записан Порошенко. Общая стоимость акций ее кипрской «дочки», CEE Confectionary, составляет 2 тыс., а голландское подразделение, Roshen Europe B.V., имеет уставный капитал, равный 85 долларов. Когда журналист OCCRP спросил финконсультантов президента Украины об этом несоответствии, они заявили ему, что у него неверная информация.

panamapapers/poroshenko_proof15.png

                  Справка, выданная юристами Mossack Fonseca 8 декабря 2015 года и подтверждающая право собственности Порошенко

В президентской декларации за 2015 год, все так же нет данных о каких-либо иностранных компаниях или о полученном за рубежом доходе от продажи их акций. По информации проекта «Панамские документы», по состоянию на 8 декабря 2015 года Порошенко оставался прямым владельцем акций зарегистрированной на БВО фирмы Prime Asset Partners Ltd. стоимостью тысячу долларов. До конца 2015 года никаких изменений в структуре собственности зафиксировано не было.

Финансовый консультант президента Макар Пасенюк заявил OCCRP, что после вступления в силу нового законодательства «все компании, где бенефициарным владельцем является этот клиент, будут должным образом задекларированы». Кроме того, в ответе Пасенюка говорилось о трудностях с продажей Roshen из-за опасений потенциальных инвесторов, связанных с «крайне нестабильной политической и экономической обстановкой». Как следствие, для этой цели была создана офшорная структура, призванная также «повысить привлекательность корпорации Roshen».

Он также заверил, что вопрос с доверительным управлением не снят с повестки дня. «Соответствующая доля в концерне Roshen будет переведена в траст после того, как будут улажены все юридические формальности», — сказал финконсультант. По его словам, компания с БВО уже открыла филиалы на Кипре и в Нидерландах, хотя эти подразделения «не обладают на сегодня никакими активами».

Как написал в своем Facebook член совета директоров CFA Ukraine (УКраинское общество специалистов по инвестициям), участник инициативы VoxUkraine Алексей Соболев, компромат с офшорами Порошенко сам по себе нелеп. «Вляпаться в список крупнейшего офшорного скандала, просто открыв фирму на BVI и не проведя там никаких операций. Не важно, нарушил он что-то или нет (правильный ответ: нет), но в медиа он уже стоит в одном ряду с Путиным и другими упырями», — считает он.

По его словам, тройная структура БВО — Нидерланды — Кипр — это типичный признак подготовки к транзакции (продаже). «То есть этот слив, наоборот, нам говорит, что президент не врал, когда рассказывал, что хочет продать Roshen», — отметил Соболев.

Кроме того, он пояснил, что, согласно британскому законодательству есть подписаний капитал (и еще несколько по стадиям — оплаченный, не оплаченный, или просто по дефинициям), то есть может быть и может не быть номинальной стоимости. И если нет номинальной стоимости, а есть просто количество акций, то при необходимости указывается пропорция подписного капитала, которой они соответствуют. «Это значит, что если выпущено акций на тысячу долларов, но их не оплатили (наш случай), то у фирмы нет стоимости», — уточнил Соболев.

Как писала Politeka, пару дней назад главный редактор Международного центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) Дрю Салливан анонсировал появление нового компромата на президента России Владимира Путина. Вчера вечером в Сети появился материал организации об офшорных компаниях людей, приближенных к Путину. В тот же день появился и компромат на Порошенко.