В ближайшее время в России начнут утилизировать межконтинентальные баллистические ракеты Р-36М «Воевода»
Несмотря на то, что замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что эти ракеты заменят на «Сармат», можно утверждать о кризисе одной из важных составляющех российских ядерных сил сдерживания, так как россияне уже начали говорить о снятии «Воеводы» с вооружения. Об этом пишет Михаил Жирохов.
«Сармат» на сегодняшний день находится на стадии бросковых испытаний — то есть выброса из шахтно-пусковой установки массогабаритного прототипа ракеты на высоту, на которой по идее будет включаться двигатель первой ступени, которого, по всей видимости, еще нет.
В СССР временной промежуток между бросковыми испытаниями и появлением опытной ракеты составлял четыре-пять лет. Без поддержки специалистов украинского «Южмаша» сложно говорить о ракетной промышленности современной России.
Еще до 2014 г. и сворачивания сотрудничества с Украиной для проектирования и производства «Сармата» привлекались исключительно российские производители — так, разработка двигателей для ракеты ведется НПО «Энергомаш», а серийное производство жидкостной двигательной установки 1-й ступени планируют развернуть на пермском ПАО «Протон-ПМ».
Российские предприятия испытывают трудности, так как продукция новая. В 2016 году планировалось, что спустя два года начнутся новые летные испытания ракеты, которые проводятся перед принятием на вооружение. До конца этого года планируют всего два бросковых испытания, и только в 2019 году планируются летные.
А время упорно работает против РФ — в 2021-2022 гг. заканчивается гарантированный 20-летний срок безопасной эксплуатации комплексов РТ-2ПM «Тополь», УР100Н УТТХ и Р-36M2 «Воевода».
По долгосрочным планам российских военных планировалось, что ракеты старых образцов будут постепенно сниматься с вооружения и к 2020 г. таких ракет (разработки 1970-1980 гг. конструкторов днепропетровского «Южмаша») в строю должно было остаться всего 5%.
Эти планы основывались на том, что продление ресурса оставшихся ракет осуществят украинские специалисты, но после 2014 года работы в этом направлении были прекращены по причине сворачивания программы военного сотрудничества между Россией и Украиной. И это — несмотря на то, что наши специалисты все еще проводят технический надзор «от производителя».
Задачу по продлению ресурса передали российскому Государственному ракетному центру им. Макеева. Однако его специалисты специализируются на баллистических ракетах для подводных лодок и не имеют достаточного опыта.
На сегодняшний день россияне самостоятельно смогут обслуживать только комплексы типа «Ярс» и «Тополь». Несмотря на их мобильность, 150 установок обеспечат «доставку» к цели только 12% (82,5 мегатонн) от всей мощности ядерных зарядов российских межконтинентальных ракет.
По итогам, если Москва в ближайшие пару лет не решит проблему продления ресурса баллистических ракет или принятия нового ракеты нового типа на вооружение, роль наземных средств доставки в общем ядерном потенциале РФ снизится с нынешних 70% до 35% уже в 2020 году.
Сейчас принята доктрина «Быстрого глобального удара», согласно которой для нейтрализации 80% ядерного потенциала России достаточно нанести удары по четырем критическим точкам: Гаджиево (Мурманская обл.), Вилючинск (Камчатка), аэродрому в районе города Энгельск (Саратовская обл.) и базе бомбардировщиков в Украинке (Амурская обл.).
Считается, что оставшиеся мобильные комплексы (типа «Тополь») возможно ликвидировать с помощью высокоточного оружия.
Вероятность, что в ходе возможного ответного удара Россия нанесет какой-либо ущерб США и его союзникам, близка к нулю. Видимо, учитываются возможности системы противоракетной обороны, элементы которой развернуты в Европе.
Возможно, с этим связан и последний демарш Путина, и многочисленные сообщения о якобы испытаниях новейших типов вооружения вроде новой крылатой ракеты с суперкомпактной ядерной энергетической установкой, названия которой до сих пор не придумали.
Судя по мультяшной графике и отсутствии реакции американских военных, это не более чем хорошая мина при плохой игре.
В течение нескольких дней минимум в трех местах на польских пляжах находили сигнальные ракеты с подводных лодок российского производства. Их также называют сигнальными буями и происходят они с подводной лодки класса «Кило».
В польском флоте единственным таков подводная лодка ORP Orzeł. Как уверяют моряки, ракеты не могли быть выпущены с этой лодки. Военные предполагают, что россияне могли использовать ракеты на морском полигоне в Балтийском море во время учений.
Источник: Михаил Жирохов