Отношение Госфинмониторинга относительно майнинга, виртуальных валют, платежных продуктов и услуг на базе виртуальных валют (далее — ППВВ), а также идентификации участников ППВВ является отражением актуальной в настоящее время позиции Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF)

Об этом сообщается на официальном сайте Госфинмониторинга.

В свою очередь точка зрения FATF по указаным вопросам обнародована во взаимодополняющих Руководствах, выданных в течение 2013 — 2015 годов, которые размещены на официальном веб-сайте FATF.

С целью предотвращения путаницы в трактовке различных видов криптовалют, в документах FATF используются только термины «виртуальная валюта» и «электронные деньги».

Виртуальная валюта представляет собой средство выражения стоимости, которым можно торговать в цифровой форме и которое функционирует в качестве:

1) средства обмена и/или

2) расчетной денежной единицы и/или

3) средства хранения стоимости,

Но, как подчеркивается, не обладает статусом законного платежного средства (не относится к официально действующим и законным средствам платежей при расчетах с кредиторами) ни в одной юрисдикции.

Виртуальная валюта не эмитируется и не обеспечивается ни одной юрисдикцией и выполняет указанные выше функции только исходя из согласия, достигнутого в рамках сообщества пользователей виртуальной валютой (пиринговой сети — peer-to-peer (или P2P)).

Электронные деньги — цифровой способ выражения фиатной валюты («реальной валюты», «реальных денег», «национальной валюты» — монет и бумажных денег страны, которые являются ее законными платежными средствами). Электронные деньги представляют собой механизм цифрового перевода фиатной валюты.

В свою очередь, в документах FATF не рассматриваются вопросы регулирования виртуальных валют и ППВВ вне сферы противодействия отмыванию доходов/финансированию терроризма, в т.ч. не рассматривались и вопросы, связанные с применением и соблюдением налогового законодательства в сфере обращения ППВВ.

Позиция FATF, и соответственно Госфинмониторинга, относительно идентификации участников ППВВ заключается в том, что основное регуляторное внимание в процессе идентификации и принятия мер надлежащей осмотрительности к особе клиента, а также к риск-ориентированному мониторингу финансовых операций клиента, должно концентрироваться на центрах, в которых обеспечивается возможность доступа владельцев конвертируемых виртуальных валют к регулируемой финансовой системе.

Госфинмониторинг, исходя из рекомендаций FATF, придерживается той позиции, что субъекты обязаны выполнять требования, определенные Законом Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».