Нынешнему владельцу компании реприватизация «Укртелекома» только на руку, — эксперты

Возвращение государству ключевого участника украинского рынка телекоммуникационных услуг — затратная и невыгодная процедура, отмечает «Обозреватель», пишет Главком. 

Автор материала напоминает, что сначала — во время приватизационных торгов — предприятие было очень переоценено. Это в дальнейшем сделало его малопривлекательным для инвестиций.

«Необычно высокая сумма вырученных государством денег за «Укртелеком» особенно удивляла на фоне удручающих финансовых показателей и дополнительных инвестиционных обременений. В 2011 году с прибылью 8 млрд грн ($1 млрд) убытки компании составили 137 млн грн. При этом «счастливый» покупатель обязался обеспечить выполнение целого ряда (более 50) приватизационных обязательств .. Сейчас очевидно, что компания была переоценена», — отмечается в материале.

Переход в частные руки улучшил ситуацию, однако выгодным и интересным от этого «Укртелеком» так и не стал. За последние несколько лет объемы доходов, полученных предприятием, стабильно снижаются.

По статистике, приведенной в материале, 2018 год «Укртелеком» завершил с чистой прибылью $19 млн (474 млн грн), что на 45,1% меньше, чем по итогам 2017 года (864 млн грн). При этом, чистый доход оператора за год сократилась на 2,3% — до 6,449 млрд грн (даже в гривнах на треть меньше, чем до приватизации в 2011 году, в долларах падение составило более чем в три раза (!). Кроме того, снизился и показатель EBITDA (прибыль до налогообложения — ред.) — на 12%, до 1,618 млн грн, маржа EBITDA — на 2,7 процентных пункта-до 25,1%.

«Капитальные инвестиции компании при этом сократились на 36,2%, до 604 млн грн. Не забываем о двухмиллиардный долг перед государственными банками, что с 2015 года висит именно на «Укртелекоме», — указывает автор материала.

По оценке цитируемых в статье экспертов, нынешнему владельцу компании реприватизация «Укртелекома» только на руку.

«Реприватизация и возврата даже 10,6 млрд грн (по нынешнему курсу — $425 млн) делает потери для СКМ не таки катастрофическими. Но ведь есть еще и оптимистичный (для Ахметова) сценарий, согласно которому компенсацию можно проиндексировать — в связи с курсовой разницей, например. И тогда возвращать нужно будет не 10,6, а все 32 млрд грн ($1,325 млрд) », — подсчитали аналитики.

Искать эти средства государство будет в своем бюджете, переложив нагрузку на налогоплательщиков, которые обеспечивают до 80% отчислений в доходной части госказны.

«… Реприватизацию «Укртелекома» можно назвать благотворительной помощью самому богатому человеку Украины. И если предприятие ему не нужно, то зачем оно государству? Ведь никакого реального эффекта от реприватизации, кроме отпугивания потенциальных инвесторов, Украина не получит», — резюмирует издание.