А у нас? Вчера толпы чиновников-клептократов во главе с избранным в первом туре президентом изображали другой день победы, или день другой победы, или как еще назвать это лицемерие. Искренности в их глазах было ровно столько, сколько в годы их комсомольской юности, когда они восхваляли великий подвиг советского народа под руководством коммунистической партии и цитировали «Малую Землю». Прекрасный дизайн красного мака «Никогда снова», увы, не в состоянии прикрыть принципиальную несостоятельность официальных мероприятий 8 мая. Они как бы и обо всем и ни о чем, обо всех и ни о ком. Дело в том, что официальная Украина так до конца и не определилась с тем, что же мы, собственно, отмечаем в эти майские дни. А без понимания, ЧЕЙ это праздник, он заведомо теряет смысл и обречен на профанацию.
Путинская Россия по крайней мере последовательна. В Кремле определились: они морально и политически правопреемники именно СССР, со всем вытекающим. Сталин – это ИХ герой, НКВД для них – не преступники, а основа государственности. В таком контексте вполне логично праздновать в качестве главного национального дня тот день, когда их кровавый диктатор поставил ногу на труп чужого кровавого диктатора. Это действительно ИХ праздник – день, когда ИХ тоталитарный режим ценой десятков миллионов убитых людей выстоял в соревновании с другим тоталитарным режимом. Для всех, кто считает «своим» сталинский режим, 9 мая – законный и священный праздник.
Столь же последовательны англичане, французы, британцы и даже (с нюансами) поляки, отмечающие 8 мая. В этот день демократические страны победили нацизм, и для половины Европы и всего Западного полушария навсегда отступила угроза тоталитарной диктатуры и наступила эпоха демократии, прав и свобод. Такую дату действительно можно и нужно праздновать.
А мы? Где мы в этой картине мира? Увы, в раскладах 1939-1945 гг. нам места не предусматривалось. Украины в то время не было на карте мира, наше сегодняшнее государство существовало только в головах наиболее идеалистически настроенных украинских патриотов, с которыми в равной мере не собиралась считаться ни одна из сторон мировой войны.
Мы проиграли свой исторический шанс во время предыдущей мировой, которая принесла многим нациям свободу и хотя бы два десятилетия независимого развития. Украина упустила свой «поезд» в 1918-1920 гг., и потому в 1939-1945 гг. уже не была даже в малой мере субъектом истории, а только объектом интересов воюющих сторон. Мы сполна заплатили страшную цену за предыдущий проигрыш и отсутствие собственного государства – стали народом, разбросанным по разные стороны фронтов, и безликим «человеческим ресурсом». Украинцам, одетым в самые разные униформы – любые, кроме своих, – пришлось убивать друг друга. Так что кто бы ни победил в той войне, нам «день победы» не полагался.
Для нас мировая война не была войной добра против зла, как для западных союзников. По нашей земле прокатилась «разборка» двух наиболее кровавых и преступных режимов в истории человечества, и победа любого из них не несла нам «победы» — для украинцев это было поражение в любом случае.
Иное дело – день памяти жертв. Нам есть кого вспомнить, есть о чьей судьбе задуматься. Есть из чего извлечь уроки. Пожалуй, главный из этих уроков – необходимость субъектности. Нужно быть собой, защищать свою страну, свою свободу и свои интересы – как дорого бы ни пришлось за это заплатить.
Увы, официальное 8 мая не стало украинским днем памяти. Попытки «примазать» нас к победе западных демократий над нацизмом имеют очень шаткую историческую основу. Пожалуй, единственным основанием хоть как-то претендовать на «место в строю» победивших демократий мы имели бы, если бы официально признали наше сегодняшнее государство правопреемником не УССР, а УПА – единственной стороны, действительно пытавшейся утвердить в чужой войне нашу, украинскую субъектность, стать из чужого ресурса действительно самостоятельной воюющей стороной.
Сейчас же мы видим попытку псевдоэлиты экс-УССР конъюнктурно «переориентироваться» с Востока на Запад, даже не понимая, в чем реальная разница смыслов, вкладываемых в западноевропейское 8 мая (день победы свободы и демократии над тоталитаризмом, развязавшим мировую бойню) и совковое 9-е (праздник непобедимости и безнаказанности сталинского тоталитаризма, развязавшего мировую бойню вместе с гитлеровцами).
Праздновать и то, и то в одно время – вчера расхаживать с красным маком и говорить о «памяти и примирении», а сегодня по совковой традиции возлагать гвоздики к вечному огню на Печерске – значит на самом деле не понимать и не разделять ни один из этих дней. Это просто очередная демонстрация «гибридного» сознания совковых псевдоэлит, не имеющих целостной картины мира, не знающих истории, но пытающихся «поймать конъюнктуру момента» и сидеть одним откормленным задом на всех стульях. Мы уже проходили такую лицемерную и беспринципную «многовекторность» при дедушке Кучме со всем известным результатом.
Далеки мы от «победы», далеки и от официально объявленного «примирения». Примирения кого, с кем и почему? Украинских солдат, в отсутствие своего государства воевавших на чужой войне? Прекрасно, давно пора; но тогда при чем тут «победа» одной из сторон? Примирение «всех со всеми», то есть примирение украинских партизан и жертв красного террора с палачами НКВД? Или примирение украинских евреев и «праведников мира» с палачами СС и Гестапо? Примирение со своей совестью тех, у кого ее никогда и в помине не было?
Вопрос, что мы празднуем в мае, не исторический, не праздный. Это вопрос самоидентификации, вопрос того, стали ли мы уже гражданами независимой Украины или все еще разделены между СССР, Райхскомиссариатом Украина и другими чужими нам конструктами. Есть ли у нас своя собственная страна?
Лично у меня она есть, я воевал за нее на востоке. Воевал против людей с колорадскими ленточками, людей, чей день – 9 мая. Для меня и моей страны ни 8-е, ни 9 мая – не праздник, не день никакой победы. Это – день скорби по жертвам обоих тоталитарных монстров, день памяти всех, унесенных «войной Дьявола против Сатаны». Я сегодня не праздную, только вспоминаю и делаю грустные, но полезные выводы.
Я сегодня не праздную, и мне не стыдно за это перед моими дедами. Ни перед рядовым пехотинцем, прошедшим от Москвы до Берлина и умершим от последствий ранений задолго до моего рождения. Ни перед «сталинским соколом», бороздившим небо от Кавказа до Румынии и в детстве в киевских парках знакомившим меня с настоящими асами, включая самого Покрышкина. У дедов была своя война, они были солдатами Сталина и СССР, и не мне судить их за это. Горжусь тем, что свою солдатскую работу они делали честно и мужественно; жалею, что своей собственной страны – Украины — им в тогдашнем «раскладе» не досталось. Но у меня она есть, и я как умел делал свою солдатскую работу ради нее. У меня есть своя война, не великая, зато уж точно Отечественная – война за независимость моей страны от иностранных агрессоров, война за свободу и демократию против тоталитарного кремлевского режима. Думаю, деды, будь они живы, выпили бы со мной, ветераном нашей Отечественной, «наркомовские 100 грамм» в память всех погибших в той мировой мясорубке. Нам с ними нашлось бы о чем поговорить. А вот с колорадскими ряжеными, беснующимися сегодня на Печерске, и с лицемерными чинушами, вчера изображавшими «память и примирение», им говорить было бы не о чем. Равно как и мне.