Стало известно, каким образом реально избавиться от монополии энергетических компаний на украинском рынке
О монополии на энергорынке и альтернативе антрацитовому углю в интервью Politeka рассказал директор специальных проектов научно-технического центра «Психея», эксперт по энергетическим вопросам Геннадий Рябцев.
Решение о нейтрализации угроз энергетической безопасности: что это значит«Альтернатива Донбасскому углю есть. Однако, во всех нормальных странах необходимые соглашения подписывают весной. Тогда и топливо дешевле, и будет гарантия, что оно будет поставляться на станции в течение всего периода», — рассказывает эксперт.
Кроме того, любая крупная энергетическая компания обязана иметь неприкосновенный запас, который станет подспорьем в форс-мажорных обстоятельствах. Однако, на сегодняшний день, украинские компании не соблюдают ни одно из этих правил.
Кроме того, любая крупная энергетическая компания должна иметь неприкосновенный запас, который может обезопасить ее при форс-мажорных обстоятельствах. У нас не делается ни первое, ни второе.
«Большинство энергетических компаний – монополисты. Любой кризис приведет к повышению стоимости их услуг. А это означает лишь одно – получение сверхприбылей. Что касается государства, то оно хочет осуществлять регулирование рынка с помощью инструментов пятнадцатилетней давности», — приводит пример Рябцев.
Сегодня такие методы не работают. Поэтому профильное министерство должно искать новые пути для стимулирования предприятий закупать тот же уголь, создавать запасы газа. К сожалению, у государства плохо получается стимулировать энергетические компании резюмирует эксперт.
«Было разрешение на введение формулы определения цены угля «Роттердам плюс». Хотя понятно, что никто в Роттердаме уголь это не покупает. Однако компании, которым эту формулу предоставили, использовали ее для того, чтобы повысить тарифы на тепловую энергию, которую они предлагают», — приводит пример Рябцев.
По итогу выходит, что государство, вместо того, чтобы объяснить, что эта формула была предоставлена для того, чтобы диверсифицировать поставки, просто поддержало повышение тарифов «до экономически обоснованного уровня».