Почему избирателю надо спрашивать с кандидатов и что именно, кто имеет право баллотироваться в президенты и по каким критериям, как изменить статус с сырьевого придатка Европы и о необходимости изолировать нардепов от избирателей, рассказал гость Politeka Online Николай Томенко, лидер партии «Рідна країна»

Что такое ВНТ для президента

Команда «Рідної країни» продолжает ежедневно убедительно объяснять, что президентская избирательная кампания — это не ярмарка тщеславия или сборище клоунов или просто собрание граждан, которые переживают за Украину. Президентская избирательная кампания — это отбор наиболее подготовленных, проверенных общественными делами, прокуратурой, жизненным опытом людей, которые вместе со своими командами способны менять страну, менять мир, потому что вместе с судьбой Украины изменится и геополитика.

Сейчас модно спрашивать: «А вы выдвинулись в президенты?» Честно говоря, наша команда в политологическом и культурологическом шоке, поскольку мы слишком со стороны демократии перешли в анархическую историю. 2,5 млн — это серьезная сумма для рядового гражданина, но я считаю, что для того, чтобы иметь право быть кандидатом в кандидаты в президенты, надо выдвигать более жесткие условия. Нашей команде олигархические деньги не нужны, нам нужна небольшая сумма от разных людей, потому что мы партия, которая работает с обществом, с народом.

Лучше нас общество поддержит, а не кто-то из-за границы через оффшорную компанию.

Я смотрю на диспозицию в статьи Конституции о праве выдвигаться в президенты. Кандидат должен проживать в Украине последние 10 лет. Что такое проживает? Он должен работать в интересах страны днем ​​и ночью, а следствием этой работы должны быть хорошие результаты — тогда можно претендовать на высшую должность. Второе требование — свободное владение украинским языком. У нас есть министры, которые не могут говорить на украинском, говорят, что владеют, но им удобнее говорить на русском.

Если вы занимаетесь собственными бытовыми делами — это ваше личное дело, как говорить, а если вы претендуете быть гарантом Конституции, символом нации — должны иметь и моральное право на это.

Чтобы просто иметь возможность учиться в университете, нужно сдать непростое ВНТ. А депутатом можно стать без высшего образования. Сейчас мы такое узнаем о народных избранниках, что кажется, что их лучше вообще изолировать, чтобы они с людьми не общались.

Сам кандидат в президенты важен, но не на первом месте. На первом месте стратегия, программа и команда, которая это сможет реализовать. Кандидат в президенты первый среди равных. Давайте перестанем думать, что мы выбираем лучший проект новой Конституции или лучший слоган. Я обратился к кандидатам, которые более 1000 бигбордов разместили, что лучше бы эти деньги вложили в какие-то конкретные вещи. Классики украинской культуры после 70 лет сейчас бьются за пожизненную стипендию государства, чтобы выжить. Я думал, что это, наверное, большая сумма.

Месячная сумма пожизненной стипендии, которую устанавливает президент, сегодня — 2153 гривны. То есть мы даже свою элиту не можем поддержать, зато бигборды развешивают.

Мы предлагаем кандидатам в президенты ответить на 10 вопросов. Есть принципиальные вопросы, на которые каждый кандидат в президенты должен ответить.

Мы играем в открытую игру. Нельзя говорить: «Когда мы победим, тогда наступит светлая и счастливая жизнь». Мы сформулировали 10 вопросов.

По геополитике — каковы наши отношения с ЕС и НАТО? По экономике — какая концепция экономического развития: национально ориентированная, защищенная или либеральная, как сегодня — как сырьевой придаток европейской модели? Какая концепция рынка земли? Рынок земли уже существует в Украине, только теневой, возникает вопрос, куда его двигать. Мы за рынок, но его условием должна быть инвентаризация земли, четкое понимание, что уже на этом рынке есть, демонополизация и право частной собственности только для тех, кто работает и живет на этой земле.

Конфликт всех президентских избирательных кампаний обычно происходит между действующим президентом и кандидатами в президенты. Следующий вопрос — готовы ли вы днем ​​и ночью работать для Украины только пять лет? Я убежден, что за пять лет можно изменить страну, а не скупать медиа, админресурс и поднимать свой бизнес, а потом за эти деньги повторно побеждать на выборах.

Нужно ли вносить изменения в законодательство

Стратегические вещи уже невозможно сделать, потому что фактически избирательная кампания продолжается. Нужно делать тактические вещи. Это общество должно требовать у будущих кандидатов в президенты объяснить, почему они идут, что они сделали в этой жизни и что, как и с кем собираются сделать. Люди не могут сформулировать собственное мнение в двух-трех предложениях, как они будут управлять?

У нас сегодня принцип государственного финансирования партий, которые у власти. Все эти партии выдвигают своего кандидата в президенты.

Большинство денег они используют на политическую рекламу. Мы им заплатили почти 1 млрд гривен.

Нужно как минимум на этот и следующий год приостановить финансирование из государственного бюджета расходов на содержание политических партий на время проведения президентской избирательной кампании. Надо обществу рассказать, что на игрушки, на политическую рекламу мы даем деньги, а не они.

Если вы не выполнили большинство своих обещаний, вы не имеете морального права идти на выборы. Петр Порошенко и его команда не имеют права идти на президентские выборы.

Если он идет на выборы, возникает вопрос властного ресурса, медиаосвещения и тому подобное. Должностные лица должны быть в отпусках на время проведения президентских выборов.

Мы страна, которая воюет, коррупционная и нестабильная. Для такой страны идея повторного баллотирования действующего президента опасна. Депутаты сегодня живут как белые люди в бюджетной сметане, мы должны требовать загнать их в содержательную рациональную дискуссию во время президентской избирательной кампании. Мы предлагаем не лозунги, обещания, а реальные проекты презентовать.

И теперь, и во время президентской избирательной кампании можно создать условия для ВНТ. Я имею в виду не только раз сесть заполнить, а постоянно этих людей тестировать на предмет знания ситуации. Помощник народного депутата или президента сегодня дважды сдает ВНТ: перед бакалавратом и перед магистратурой, а кандидат в президенты — вообще ни одного. Должна быть публичная презентация своей позиции, должна быть жесткая дискуссия без суфлера. Это форма обнародования ответа на вопросы, которые интересуют украинское общество. Должен быть спокойный рассудительный разговор.

Например, можно сделать теледебаты, где все кандидаты в президенты будут отвечать на 10 вопросов, будут иметь одинаковое время, делать это публично. Тогда мы будем понимать, кто куда нас приведет. А нынешняя президентская кампания — это путь в плохое место, потому что мы снова поверим, что нас заведут в сказочный сад, а на деле будет темный лес, из которого невозможно выйти.

Что такое европрагматизм и украиноцентризм

Тема европейского выбора не дебатируется. Украинцы еще с княжеского Киева формировали европейскую правовую культуру. Документы, которые мы создавали, были пионерами во многих позициях.

Например, во времена Ярослава Мудрого и его сыновей в Киеве чуть ли не впервые был заложен отказ от кровной мести, которая еще имела место в Европе. Это такие трендовые вещи, которые определяли европейское право. Но европейскость как национальная идея нами ставится под сомнение. Заходя в ЕС, мы не становимся большой счастливой нацией. Каждая страна стремится по-своему соотнести прагматично и рационально, что нужно от ЕС, как свою страну надо развивать.

Порошенко говорит, что наша национальная идея — это европейская идея. По моему мнению, это ошибочный подход, потому что наша национальная идея — это украинская идея, как гражданину Украины в собственном государстве жить счастливо и уверенно, не ездить на заработки в ЕС.

заробитчане

Потому что сегодня кажется, что есть безвиз — езжайте на заработки в ЕС. Мы против такой национальной идеи. Европейские стандарты жизни мы должны реализовать в своей стране.

Мы против открытой либеральной модели рынка, потому что тогда мы останемся сырьевым придатком. Такая модель нам не подходит. Сейчас контрабанда янтаря. Это нонсенс. Можно же обработанный камень продавать через биржу в Китай, это живые деньги. Мы должны объединяться на условиях мировоззренческой общности и понимания, что мы делаем. Оказалось, например, что никто не знает, сколько в Киеве водных ресурсов: кто-то говорит, что 300, кто-то — что 500. Проектом окружающей среды никто не занимается.

Наши союзники все, кто ценностно и мировоззренчески будут поддерживать наш подход: рациональная дискуссия, обнародование четкой позиции, которая будет совпадать с нашей. Нам нужно совместными усилиями изменить страну к лучшему.

Напомним, команда Порошенко сделала Украину слабой, — Гриценко о конфликте с Венгрией.

Как писала Politeka, работа за границей: в Кабмине заговорили о создании министерства для работников.

Также Politeka писала, что Виктор Чумак о нелегитимности предстоящих выборов и почему Порошенко надо изучать Уголовный кодекс.