Резонансное событие вокруг российского журналиста, который проживал в Украине, позволяет сделать ряд выводов о тех, кто выиграл, и тех, кто проиграл, от внезапной смерти и не менее внезапного воскрешения Аркадия Бабченко.

Бенефициары

Аркадий Бабченко – российский журналист остался в живых, и это главное. СБУ говорит, что планировалось 30 убийств, подобный сценарий дестабилизации был бы потрясением для Украины. Аркадий Бабченко – гражданин России, и его готовность сотрудничать с украинской Службой безопасности – лакмусовая бумажка относительно реальности угрозы, которая перед ним стояла. Давайте не забывать, что речь шла о жизни человека.

Служба безопасности Украины – украинские спецслужбы получили по меньшей мере повод для демонстрации собственного профессионализма, причем сделали это на весь мир. Конечно, ситуация требует от их руководства немало доказательств, однако СБУ удалось прервать поток обоснованной и не очень критики в свой адрес. У Василия Грицака есть все основания быть довольным развитием событий, ведь подобные масштабные спецоперации являются свидетельством профессионализма правоохранителей.

Лузеры

Российская власть – практически сразу после сообщения о смерти Бабченко в России вспомнили о его российском гражданстве и подняли на щит тезис о небезопасности проживания в Украине, этот случай прогремел даже в Совете безопасности ООН. Российская пропагандистская машина начала громко вещать о том, что в Украине убивают журналистов, вспоминая про Олеся Бузину и Павла Шеремета, требовать расследование убийства и… была вынуждена переобуваться в воздухе. И это серьезный успех Украины.

Ряд украинских политиков. Реакция ряда украинских политиков на смерть Бабченко не выдерживает критики, поскольку они использовали человеческую трагедию исключительно для того, чтобы подтвердить тезис о беспомощности власти, отвергая объективные обстоятельства. Этот политический цинизм вряд ли может быть воспринят обществом, но и рассчитывать, что «разоблачители» смогут сделать необходимые выводы, по правде говоря, не приходится.

Международные журналистские и правозащитные организации. Ряд организаций: ОБСЕ, «Репортеры без границ», Amnesty Internatiоnal, – сначала громогласно обвинили украинскую власть в неспособности защитить жизнь журналиста, а потом не менее громко возмущались тем, что ситуация оказалась специальной операцией украинских спецслужб. Пожалуй, стоит обратить внимание на подобную тональность этих организаций в большинстве дел, касающихся Украины, и более критически оценивать их высказывания.

Толчок к действию

«Справа Вишинського»: на вістрі гібридної війни

Украинские государство и общество. Они в этой ситуации должны сделать как можно больше выводов. Причины очевидны – гибридная война против Украины продолжается, и Россия не собирается отказываться от своих методов. Поэтому для Украины крайне важным сегодня является процесс формирования национальных интересов и способность их защищать не только на словах, но и конкретными делами. Шок, который вызвали сообщения о смерти Бабченко и операция СБУ по его спасению, должен напоминать разряд электрического тока, который способен запустить временами атрофированные «мышцы» государственных коммуникаций и позитивной общественной активности, без которой не стоит надеяться на победу в гибридной войне.

Евгений Магда, Институт мировой политики, специально для «Политеки»