Национальная библиотека Израиля пообещала обнародовать архив немецкоязычного писателя Франца Кафки (1883-1924). Высший суд справедливости Израиля поставил точку в восьмилетнем споре. Об этом сообщает информационное агентство ТАСС, ссылаясь на опубликованное заявление председателя совета директоров Национальной библиотеки еврейского государства Давида Блумберга.
По информации издания, борьба за рукописи немецкого писателя велась много лет. Франц Кафка завещал свои работы Максу Броду, своему близкому другу, чтобы тот их уничтожил после его смерти, как сделала возлюбленная Кафки, Дора Диамант. Однако Брод, оценивший литературный вклад друга, не сделал этого и забрал свою часть рукописей в Палестину. Именно Брод организовал посмертную публикацию многих творений Кафки, несмотря на запрет писателя, среди которых произведения «Замок» и «Процесс».
«Брод умер в Израиле в 1968 году, все его собственные бумаги вместе с рукописями Кафки остались у его секретарши Эстер Хоффе. Она должна была «опубликовать его работы и проследить, чтобы после ее смерти литературное состояние Кафки было отдано на хранение в подходящее учреждение», — комментирует издание.
В результате разбирательств израильский суд отклонил претензии дочерей и внучек Хоффе, утверждавших, что архив находится в их собственности.
Чай с кремлевским душком: как российскую продукцию прячут под украинским штрих-кодомКроме того, в ходе предыдущих этапов судебных исков, суд признал,что рукописи не могут считаться подарком, так как оформления акт дарения не было,Брод завещал своему секретарю передать его бумаги в дар какому-либо общественному архиву или библиотеке самое позднее — сразу после ее смерти.
«После смерти Хоффе в 2007 году наследницы решили продать еще одну часть рукописей, но это намерение было опротестовано в суде израильской Национальной библиотекой. Среди рукописей личный дневник Брода, заметки Кафки, переписка писателя с Бродом и литераторами, в том числе со Стефаном Цвейгом и Шином Шаломом.
Напомним, как писала Politeka, в Донецком национальном университете, который остался в неподконтрольном украинском правительству Донецке, продолжает работать кафедра украинской филологии и прикладной лингвистики.