Новые реалии
Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) – крупнейшая религиозная организация в нашей стране. По данным Религиозно-информационной службы Украины, эта конфессия имеет более 12 тыс. приходов. В УПЦ МП говорят о 13 тысячах. На втором месте – Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). Там в районе 4,5 тыс. приходов. Тройку замыкает Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) с 1,2 тыс. приходов. Две последние пребывают в неопределенном каноническом статусе. Константинопольский патриархат, несмотря на просьбы УПЦ КП и УАПЦ, так и не предоставил ни одной из них автокефального статуса. Последний является синонимом самого понятия поместной церкви. Чтобы увеличить шансы на признание Константинополем, УПЦ КП и УАПЦ неоднократно пытались объединиться в одну церковь. Последняя такая попытка была в 2015 г., но переговоры традиционно закончились ничем.
На статус всеукраинской церкви претендует УПЦ МП. Она признана мировым православным сообществом, но при этом автокефальной называть ее невозможно. УПЦ МП является частью Русской православной церкви. Да, она пользуется широчайшей автономией, тем не менее не самостоятельна. И отношение этой православной церкви к конфликту между Россией и Украиной показало, что УПЦ МП явно не союзник нашему государству. Как известно, Русская православная церковь поддерживает политику президента РФ Владимира Путина. Кремль не стесняется использовать церковь для решения политических задач. Концепция «русского мира» с тремя братскими народами отлично вписывается в имперские планы России. РПЦ также выгодно такое сотрудничество с Кремлем, ведь чем больше прихожан УПЦ МП в Украине, тем сильнее ее позиция, больший приток средств и т. д. Отдельные церковные деятели одобряют кровопролитие на Донбассе, мол, это необходимая жертва для борьбы с бездуховным Западом, под чье влияние и попала Украина. Например, недавно уволенный Всеволод Чаплин в бытность председателем Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата славил Бога за то, что идет война. По мнению священника, нынешнее кровопролитие приносит пользу обществу, в котором «слишком много сытой и спокойной, беспроблемной, комфортной жизни».
Сам руководитель РПЦ патриарх Кирилл столь резких высказываний себе не позволяет. Однако он ни разу не упрекнул Путина ни в аннексии Крыма, ни в военной помощи «ДНР» и «ЛНР». Ладно упреки или осуждения. Патриарх Кирилл даже не обратился к православным россиянам, едущим в Украину воевать с «хунтой», с просьбой не делать этого, не проливать братскую кровь. Нет. В то же время руководство РПЦ активно раздувает мифы о преследовании православных в нашей стране, о внутренних причинах военного конфликта («агрессия идет изнутри»), вине националистов и т. д. Верхушка УПЦ МП говорит похожие слова. Руководитель УПЦ МП Онуфрий называет сепаратистов «православными ополченцами», призывает Киев держаться подальше от бездуховной Европы и поближе к России. Ну и все мы прекрасно помним заседание Верховной Рады от 8 мая 2015 г. Руководитель УПЦ МП с коллегами не удосужился встать, когда зачитывали имена погибших на востоке Украины. Весь зал стоял, они сидели. Позже такое подчеркнутое презрение к умершим патриотам объяснили пацифизмом.
На этом фоне Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) выгодно отличается. Там не прикрываются пацифистской риторикой, а называют вещи своими именами: Россия аннексировала Крым, развязала войну на Донбассе, ее солдаты убивают украинцев. Церковь активно поддерживает армию: и материально, закупая необходимые вещи для бойцов, и духовно, отправляя на передовую капелланов, благословляя украинских воинов и прочее. Не удивительно, что религиозные предпочтения украинцев на стороне церкви, которая поддержала украинское государство в военном конфликте. В прошлом году фонд «Демократические инициативы» обнародовал исследование, согласно которому 44,2% опрошенных отнесли себя к УПЦ КП, а 20,8% назвались прихожанами УПЦ МП. Не сбавляет темпов и переход общин Московского патриархата под крыло Киевского. Точные данные не известны, поскольку УПЦ МП цифры всячески занижает, а УПЦ КП, напротив, – завышает. К концу 2014 г., по данным Киевского патриархата, к ним перешли около 30 приходов. Представители Московского называли цифру раз в пять меньше. Сейчас же речь идет о приблизительно 80 «сбежавших» общинах. В любом случае тенденция явно не в пользу УПЦ МП.
Показателен пример самого президента Петра Порошенко. До агрессии Кремля он не скрывал своей симпатии к церкви Московского патриархата. Так, в 2009 г. на Троицу Петр Алексеевич принял участие в крестном шествии в Свято-Ионинском монастыре УПЦ МП, где нес главную икону праздника как почетный прихожанин. Тогда же появились слухи, что он был рукоположен в диаконы, позже эту информацию опровергли. Сейчас же президент стал ярым сторонником украинской единой поместной церкви, что категорически неприемлемо для РПЦ. Киевский патриархат (равно как и УАПЦ) десятилетиями добиваются автокефалии от Константинополя, а здесь без поддержки властей не обойтись. Порошенко, продвигая идею единой поместной церкви, фактически подыгрывает УПЦ КП. И если последняя получит автокефалию от Вселенского патриарха Варфоломея I, то это будет серьезным ударом по Русской православной церкви.
Почему это так важно?
Создание единой поместной православной церкви в Украине актуально как никогда ранее. Агрессивное поведение России вынудило прихожан и священников пересмотреть свое отношение к церкви Московского патриархата. Вместе с тем Киевский патриархат воспринимается многими верующими как нелегитимная церковь, ведь Константинополь его не признал. Каноничность УПЦ КП спорна, и это позволяет УПЦ МП называть себя единой истинной православной церковью в Украине. Потому выбор для православного патриота довольно болезнен. Однако симбиоз Кремля и РПЦ очень опасен для самого украинского государства. Война на Донбассе, как уже говорилось, показала, на чьей стороне находится церковь Московского патриархата. Даже если там за мир во всем мире, сам факт того, что Каин с российской пропиской не был признан убийцей, говорит о многом. Примеров, когда священники УПЦ МП отказывались отпевать погибших в АТО воинов, немало.
Кремль через РПЦ влияет на умы украинцев, на их отношение к украинскому государству, их политический выбор. Тут уместно вспомнить, как покойный руководитель УПЦ МП Владимир в 2004 г. благословлял на президентство Виктора Януковича, называя его подлинным православным христианином. Спустя пять лет митрополит Одесский и Измаильский Агафангел прямым текстом предлагал отдать голос за легитимного, назвав того «самым достойным кандидатом в президенты». Этот церковный деятель неоднократно делал украинофобские заявления и нахваливал Путина. Очевидно, для многих священников и прихожан Московского патриархата, считающих себя патриотами, такая позиция церкви неприемлема. Чтобы не гневить Бога, приходится мириться с антиукраинской политикой РПЦ и УПЦ МП. Создание единой поместной церкви то ли на базе объединения УПЦ КП и УАПЦ, то ли благодаря предоставлению автокефалии Киевскому патриархату устранило бы этот когнитивный диссонанс в умах верующих патриотов.
Кроме политической составляющей, большую роль также играет языковой вопрос. Канонический для православных церковнославянский язык сейчас очень приближен к современному русскому. При этом УПЦ МП не позволяет вести богослужения на украинском. То же касается и церковной литературы. Если церковь в Украине получит признание Константинополя и будет независимой от Москвы, то это легализирует и «мову». И все эти надуманные аргументы, запугивания от московских попов, мол, Бог не услышит молитвы, произнесенные на украинском языке, станут не актуальны. На первый взгляд эти страшилки смешны, но они действуют. Поэтому решение Вселенского патриарха в пользу УПЦ КП может позитивно отразиться и на популяризации украинского языка среди населения. Не следует упускать из виду и экономический фактор. Ведь церковь зарабатывает живые деньги: обряды, литература, крестики, свечи и много другое. С появлением единой поместной церкви заработанные средства больше не будут перетекать в соседнюю Россию, а останутся в Украине.
Украинская власть крайне заинтересована в независимой церкви. Разрыв с Москвой ослабит позиции Кремля в Украине, которому станет намного сложнее манипулировать украинскими верующими. Вместе с тем реально проукраинская церковь будет растить патриотов с младых ногтей. Верующие будут молиться на родном языке, слушать проповеди, читать литературу и не чувствовать себя при этом какими-то раскольниками, грешниками. Такая церковь будет всячески заинтересована в укреплении украинского государства, ведь альтернативный путь – заползти в тень Москвы – это угроза самому ее существованию. Во многом патриотизм той же УПЦ КП обусловлен конкуренцией с УПЦ МП. Очень удобно бороться за умы верующих, позиционируя себя как единственную достойную альтернативу чужой российской церкви в Украине. С началом войны стало еще легче играть на национальной гордости украинцев, их нежелании спонсировать вражескую Россию. Если Киевский патриархат получит автокефалию, то Московский патриархат будут давить по всем фронтам. Ведь не только верующие смогут с чистой совестью поменять церковь. У многих священников исчезнет страх попасть в канонический вакуум. Тогда счет приходов, променявших УПЦ МП на УПЦ КП, будет идти не на десятки, а на сотни, если не тысячи.
Старые счеты
«Церковь Константинополя является материнской церковью украинской нации. Мы чувствуем духовную связь Константинопольской Церкви и Украины», — заявил Вселенский патриарх Варфоломей I во время беседы с Порошенко. 10 марта президент впервые встретился с главой всех православных церквей мира. На этой встрече Порошенко рассказывал, как украинский народ «жаждет и ждет» создания единой поместной церкви. Варфоломей I хоть прямо и не высказался за, но явно симпатизирует в этом вопросе Киеву. Примечательно, как УПЦ МП отреагировала на этот визит. На официальном сайте нет цитаты о «материнской церкви», зато есть слова митрополита Онуфрия о том, что Варфоломей I признает в Украине только УПЦ МП. Порошенко неоднократно высказывается за единую поместную церковь. Во время своей первой пресс-конференции в 2016 г. президент говорил, что этот вопрос «в столь сложных для страны условиях» является «чрезвычайно актуальным». И, как свидетельствует визит к Варфоломею I, глава государства четко следует избранному курсу: оторвать украинскую православную церковь от Москвы.
Повторяется история десятилетней давности. Тогда идею создания единой поместной церкви в Украине активно продвигал Виктор Ющенко. В 2008 г. он едва не добился автокефалии для Украинской православной церкви Киевского патриархата. Однако на тот момент этот вопрос казался не столь важным, как сейчас. Отношения между Украиной и Россией хоть и были напряженными, но более-менее ровными. Противостояние идее единой поместной церкви со стороны РПЦ было колоссальным, Кремль не хотел терять столь важный рычаг влияния на общественное мнение в Украине, а отечественные политики побоялись создавать проблемы на ровном месте. Да и обществу в массе своей было как-то все равно, ведь тогда Московский патриархат не воспринимался как что-то чужеродное в украинском организме. И лишь авантюра Путина привела к тому, что «московский» стал синонимом слова «вражеский».
Агрессивное поведение Кремля настроило против себя не только Киев, но и Анкару. И такое положение дел, как ни странно, также увеличивает шансы на автокефалию украинской церкви. Не стоит забывать, что резиденция Вселенского патриарха находится в Стамбуле (бывший Константинополь). Сам Варфоломей I родился в Турции. Понятно, все эти факторы не превращают его в ярого противника Путина и русофоба. И все же архиепископ Константинополя живет в информационном поле Турции, он также вынужден считаться с позицией властей страны. Однако главным фактором, дающим надежду Украине на единую поместную церковь, является конкуренция между Константинопольским и Московским патриархатом. Ведь патриарх Кирилл в реальности намного влиятельнее, чем Варфоломей I, чье лидерство в православном мире – это больше дань традиции. И именно решение украинского вопроса может усилить позиции Константинополя и, напротив, ослабить РПЦ. В Украине находится около половины всех епархий Московского патриархата. Окажись они под крылом Константинополя, баланс сил в православном мире резко изменится.
Дать УПЦ КП автокефалию было бы своеобразным восстановлением исторической справедливости. Сейчас РПЦ вовсю пользуется неопределенным статусом украинской церкви. Запугивают проукраинских священников и верующих тем, что они находятся среди раскольников, а значит, совершают грех. Напомним, руководителя УПЦ КП Филарета в 1997 г. не просто отлучили от церкви, но и предали анафеме. Тем не менее сама история Русской православной церкви началась с раскольничества. Автокефалию та получила без согласования Константинополя в 1448 г. и в таком нелегальном статусе существовала почти полтора века. Константинопольский патриарх согласился на создание Московского патриархата лишь в 1589 г. Да и то вынужден был это сделать под давлением, ведь Москва, пригласившая его к себе, попросту отказывалась отпускать его из гостей – до вынесения этого решения. Согласись сейчас Варфоломей I на автокефалию УПЦ КП – это стало бы достойной расплатой за содеянное.
Впрочем, попытка Константинополя укрепить свои позиции путем создания в Украине единой поместной церкви довольно опасна для него. Не следует сбрасывать со счетов влияние Московского патриархата на мировое православие. Восстановление исторической справедливости и попытка подмять под себя украинские епархии РПЦ может обернуться чудовищным расколом среди православных. И не факт, что такой поворот событий приведет к возвышению Константинополя. Поэтому не стоит ожидать никаких резких движений со стороны Вселенского патриарха, во всяком случае, до лета этого года. С 16 по 27 июня 2016 г. на острове Крит (Греция) состоится Всеправославный собор. Константинополь готовил его десятилетиями, потому сейчас не заинтересован в ссоре с Московским патриархатом. Отказ РПЦ от участия в соборе может подорвать авторитет Вселенского патриарха, который желает на примере этого события показать единство православных. К слову, изначально этот собор должен был состояться в Стамбуле, но после ухудшения российско-турецких отношений его перенесли на другую локацию по требованию РПЦ. Вот еще одно свидетельство могущества Московского патриархата. Вряд ли такое положение дел устраивает Константинополь. Очевидно, после собора борьба за доминирование в православном мире разгорится с новой силой. А значит, у единой поместной церкви в Украине появится шанс.