Скончавшийся на 85-м году жизни Любомир Гузар, бывший лидер пятимиллионной Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), был моральным авторитетом, человеком, к советам и словам которого прислушивались не только прихожане УГКЦ, но и миллионы людей. Его называли сердцем и разумом народа
Мы хотим почтить память Патриарха-эмерита, вспомнив его мудрые и вдохновляющие слова об Украине и людях, которые он говорил в своих интервью.
«Чего нам не хватает… Может не столько не хватает, сколько нам навязали – так случилось, что Украину делили. Красивый край делили – Россия, Польша, Австрия, Венгрия и так далее. И они пытались каким-то образом уничтожить наше единство. Я думаю, что мы не вполне поддались, и мы все еще осознаем, что мы украинцы»
«Нам не хватает ощущения единства. Оно недостаточно эффективно, и порой случается непонимание на почве языка или еще чего-то. Меня беспокоит, что именно язык разъединяет людей»
«При помощи культуры мы должны это единство лелеять, чтобы люди чувствовали, что они являются одним народом, и не позволяли языку быть причиной разрозненности. Я говорю на украинском языке, на английском языке – это меня не делает меньшим украинцем. Не надо смотреть на язык как на то, что должно разъединять людей. Язык создан объединять»
«Находясь в бесконечном потоке негативной информации, люди перестают понимать, где правда, доверять кому-либо и принимать то, что им дается. Наступает большое разочарование»
«Я чувствую слабость интеллигенции в Украине сегодня. Интеллигенция – это не только люди, имеющие высшее образование, это еще и определенная духовная формация. Интеллигенция – это класс общества, который должен задавать тон»
«Огромный вред, грех против человечества — лишить его доверия. Очень важно, чтобы были люди, которым можно доверять. Когда в семье кто-то начинает обманывать, что-то крутить, ему перестают верить, и в итоге семья распадается. Кто выиграл? Никто»
«Нам абсолютно не хватает общения. Главное в таких городах, как Киев, Харьков, Одесса – то, что там есть интеллигенция, люди определенного культурного и духовного уровня. Если бы было больше дискуссий на уровне интеллигенции, то совсем иначе выглядела бы наша политика, экономика. У нас большая проблема со взглядами и виденьем, а их надо растить»
«Коррупция – это недуг души. Смотрите, сколько еще вокруг людей, больных коррупцией, сколько еще этого всего. Как все это тяжело умирает. Но я все же думаю, что изменения начинаются»
«Много молодых людей бегут из страны, как будто где-то там лучше, но это заблуждение. Надо быть очень осторожным, ибо существует много нездорового либерализма, секуляризации, которые охватили Европу»
«Восхищаться — это хорошо, но нельзя только восхищаться, надо еще и самому действовать. Делать добро— для этого нет препятствий. Кроме собственной лени»
«Когда я молюсь, я не молюсь за какую-то долгожданную Украину: Господи, дай мне такую Украину, которую я нарисовал в своем воображении. Я прошу Бога, чтобы он занялся нами, ибо он лучше знает, что он делает»
«Человек необязательно должен быть против кого-то. Надо быть «над» противоречиями, нужно изо всех сил стараться знать, понимать, требовать, но при этом не судить, не жаловаться. Ведь недоверие — одна из форм критики»
«У нас очень популярно: плакаться вместо того, чтобы браться за работу. Если начать работать, меньше будет пессимизма, потому что человек увидит, что он может много доброго сделать, даже исходя из тех скромных возможностей, которые у него есть»
«Дай Бог, чтоб наша Украина была нормальным государством, каким она должна быть. Дай Бог, чтобы мы действительно были собой, чтобы мы, имея талантливых людей, очень красивую страну, очень богатую страну, каждому гражданину дали то, что ему принадлежит, и заботились об общем благе. Мы можем и мы должны быть нормальным государством»
«Грех — это агрессия, нападение, ненависть. Каждый человек имеет право защищать себя, каждый мужчина обязан защитить свою семью, если в дом зашел враг. При этом я не должен ненавидеть, чтобы обороняться. Когда я молюсь за врагов своих, то молюсь не об их успехах, а о том, чтобы они отвернулись от зла «
«Можно благословлять на оборону, но нельзя — на нападение. Если воины идут защищать, почему их не благословить? Но если идут захватывать — как на такое священнику можно согласиться? К сожалению, есть представители некоторых религиозных организаций, которые благословляют на преступление. Освящают танки, оружие… Это все равно, что мне благословить нож, которым ясобираюсь вас заколоть»
«Национализм — это любить свое и не уважать чужое, а патриотизм — любить свое и уважать чужое. В национализме есть огромное искушение нетерпимости, а это не по-христиански. Нужно любить свое и уважать чужое»