В июне парламент обратился к Вселенскому Патриарху с просьбой создать в Украине ЕППЦ и предоставить ей автокефальный статус, то есть признать церковную независимость. В июле спикер Верховной Рады Андрей Парубий заявил, что единая поместная православная церковь является залогом национальной безопасности, а во время визита в Турцию в ноябре посетил Вселенского Патриарха Варфоломея и пригласил его в Украину. Politeka разбиралась, ускорит ли это процесс объединения церквей в Украине и зачем церкви нужна независимость.
Единая поместная церковь в Украине: агрессия России дала шанс автокефалииПочему церкви не объединились раньше
Диссидент, религиовед и проректор Украинского католического университета Мирослав Маринович уверяет, что вопрос объединения церквей в Украине возникал постоянно.
«Память о единой киевской церкви всегда жила в Украине, – говорит он. – Люди помнят исторически, что это была одна церковь, затем под разными гравитационными силами истории она раскололась. И вопрос об объединении был всегда. Мог затихать из-за различных имперских влияний России. Но как только Украина становилась независимой хотя бы на короткий период, опять эта идея возрождалась. Неудивительно, что сегодня это живо обсуждается в Украине, поскольку мы независимы».
Но за 25 лет независимости нам не удалось объединить церкви. Маринович считает, что, в отличие от других проблем, в этой не стоит обвинять людей у власти.
«Боже упаси, чтобы власть объединяла церкви, – говорит религиовед. – Ее представители должны объединиться сами. Должна быть найдена формула понимания. Потому что пока большинство украинцев мыслят категориями конфессии. Ставят вопрос о создании единой поместной Православной Церкви. За этим словом «православная» сразу стоит конфессиональный признак. Хотя Киевская церковь исторически была вне конфессиональной и принадлежала к дораскольной церкви. В 988 году еще не было разделения на конфессии, на католиков и православных. Были разные обряды, но церковь была одна».
Сейчас ветвями исторической киевской церкви являются УПЦ Киевского патриархата, УПЦ Московского патриархата, Автокефальная православная церковь, а также Украинская греко-католическая церковь. По мнению Мариновича, для многих православных объединение с греко-католиками в принципе невозможно.
Когда украинцы смогут мыслить более конфессионально и когда удастся создать поместную церковь, эксперты прогнозировать не берутся.
«Думаю, нам помогут сами обстоятельства, – считает Маринович. – Приведу пример. Усилия всех украинских националистов не сделали бы в Украине то, что одним взмахом руки сделал Путин для объединения украинской нации. Предвидеть такое было невозможно. Я вполне могу представить ситуацию, что сами внешние обстоятельства будут способствовать тому, чтобы процесс переосмысления в украинских головах происходил быстрее. Это дело не только иерархов церквей. Больше всего добавляет оптимизма само желание людей жить в одном духовном поле. На Майдане во время революции была палатка, где молились все, кто хотел. Каждый молился в соответствии со своими обрядами и канонами, но вместе с тем люди чувствовали единство».
Как Россия присвоила себе историю Киевской Руси
Уже звучат заявления патриарха Кирилла, что Русская православная церковь никогда не согласится на независимость Украинской церкви от Московского патриархата.
Американская история Украины«Для них это означает конец. Конец их концепции Единой России, – объясняет религиовед. – Самой большой кражей тысячелетия была кража истории Киевской Руси, присвоение ее Московией. Это была другая страна, которая просто захотела иметь престижную историю и увела ее у нас. Но эпоха Москвы заканчивается. Можно завоевать что-то, но нельзя вселить в Москву киевский дух. Никак не добиться, чтобы Москва дышала киевской церковной традицией. Поэтому пока есть имперская сила, она будет запрещать такие изменения и не допускать новых трансформаций. Но пройдет время. Так, как распался Советский Союз, так распадется и нынешняя имперская конструкция».
Каждый год промедления с созданием Единой поместной украинской православной церкви вредит развитию государства. Так считает Богдан Шиба, депутат Луцкого городского совета, экс-мэр Луцка. В 2015 году он был одним из инициаторов обращения к общественности города с призывом выходить из Московского патриархата и создавать Единую поместную православную церковь.
«Православная церковь тесно связана с государством. Когда образуется отдельное государство, должна быть создана и отдельная поместная церковь, – говорит политик. – Иначе влияние на общество будет осуществлять другой церковный центр. В нашем случае – московский. Поскольку интересы московской патриархии однозначно совпадают с интересами Российской империи, то они путем духовного воздействия пытаются не допустить образования поместной православной церкви в Украине и не допустить развития украинского государства. Они с нетерпением ждут, когда Украина развалится и вернется обратно в лоно империи».
По словам депутата, общественные организации Волыни обращались к Вселенскому Патриарху с просьбой признать недействительным акт 1686 года (Киевская митрополия тогда была присоединена к Московскому патриархату, – ред.) как такой, который был принят с нарушением священных канонов Православной Церкви.
«Просили, чтобы Вселенский Патриарх прибыл в Украину и провел объединительный собор, – объясняет Шиба. – Чем быстрее это произошло бы, тем быстрее началась бы деоккупация восточных областей Украины, возвращение Крыма и восстановление целостности Украины. Многое зависит от духовного влияния».
Политик убежден, что Москва будет препятствовать воплощению этой идеи в жизнь.
«Вселенский Патриарх находится на территории Турции. Поэтому Путин и Кирилл будут пытаться влиять на него методами дипломатического и не дипломатического давления, чтобы он не предоставил томас (документ церковного права, — ред.) Украинской Православной церкви, – говорит депутат. – Они будут действовать нелегальными способами, путем угроз, подкупа, диверсий и провокаций. Делать все так же, как и в 1686 году, когда получили свой престол, просто подкупив Вселенского Патриарха Дионисия, подарив ему взятки в виде золотых червонцев и шкурок соболя. Киевская митрополия в 1686 году незаконно, не по предписаниям церковных канонов, была присоединена к Московскому патриархату».
Вопрос для референдума
Когда у нас будет поместная церковь, исчезнет разделение на восток и запад, юг и север, считает Шиба.
Произошел ли пророссийский поворот в Молдове и Болгарии?«Это залог единства Украины, – уверен он. – У нас проблема не только с Россией. Хотя с ней острая, и перешла уже в военную фазу. Есть скрытые территориальные претензии и со стороны Польши, Венгрии, Румынии. Раздаются карты поляка, вручаются венгерские и румынские паспорта на украинской территории. Это серьезная опасность, которая уже бьет по единству Украины. Это самое страшное. Если Украина и украинский народ будут духовно, культурно и ментально едины, то его не разорвешь никакими посягательствами. Единства без поместной церкви трудно достичь».
Шиба уверен, что если объединить церкви не сможет Петр Порошенко, то это точно сделает следующий президент.
В связи с военной агрессией России против Украины за последние два года усилилась тенденция к переходу приходов УПЦ Московского Патриархата в юрисдикцию УПЦ Киевского Патриархата.
«Если бы больше епархий и приходов перешли к Киевскому патриархату, признание поместной церкви стало бы формальным актом, – считает Богдан Шиба. – Весной синод Московского патриархата принял решение и отправил более тысячи монахов и священников в Украину. Теперь они у нас будут пропагандировать идеи «русского мира» и убеждать, что не следует переходить из Московского патриархата в украинскую поместную православную церковь. Сейчас многое зависит от людей. Как и в 1991 году. Если бы люди не поддержали на референдуме независимость, не уверен, что без этого мы бы имели независимую Украину. Такой же референдум можно провести и сейчас. Спросить украинцев: «Ты хочешь свою православную церковь? Или хочешь дальше подчиняться Москве?» Тогда вопрос удалось бы решить быстрее. Никуда бы не делся Вселенский Патриарх. И Москва, стиснув зубы, смирилась».
Яна Романюк